Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), участник Межвузовского студенческого кампуса Евразийского НОЦ, разрабатывает интеллектуальный бортовой регистратор для новых транспортных средств. Проект осуществляется совместно с «Газпромом» и «КАМАЗом» в рамках программы «Приоритет-2030» и направлен на замещение импортного оборудования, ставшего недоступным из-за санкций.
Ученые кафедры эксплуатации наземного транспорта в нефтегазовой промышленности и строительстве УГНТУ создают программно-аппаратный комплекс. Он будет стоить в 2–3 раза меньше зарубежных аналогов и ускорит анализ испытаний, а также позволит быстрее корректировать конструкцию техники.
Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Виктор Жульков подчеркнул важность проекта: «Для транспортной отрасли важно сократить цикл от проектирования до выхода техники на рынок. Регистратор помогает оперативно оценивать работу узлов и принимать инженерные решения, что напрямую влияет на качество, надежность и безопасность».
Для анализа данных разрабатывается программное обеспечение на основе машинного обучения и искусственного интеллекта. Оно будет обрабатывать большие массивы информации и значительно сократит время обработки.
Руководитель проекта, заведующий кафедрой эксплуатации наземного транспорта УГНТУ Сергей Кинёв, отметил уникальность устройства: «Оно выявляет детонационные процессы в двигателе, длительно регистрирует параметры работы двигателя и других систем. Регистратор интегрируется в архитектуру транспортного средства и фиксирует данные цифровой сети автомобиля и сигналы датчиков испытателей».
Разработчики утверждают, что подобных автономных регистраторов российского производства еще нет. Импортные устройства не поставляются в страну и стоят дорого. Ученые УГНТУ стремятся создать доступное устройство, производимое из российских компонентов.
Исследователи собрали макетный образец и проверили его работоспособность. Параллельно команда программистов, в которую войдут студенты кафедры вычислительной техники и инженерной кибернетики, приступит к работе.
Доцент кафедры эксплуатации наземного транспорта УГНТУ Данир Шамсутдинов, один из ведущих участников проекта, отметил: «Мы хотим предоставить отечественным разработчикам и производителям доступный инструмент для быстрого получения результатов. Наше устройство заменит иностранный регистратор, применяемый в этой сфере».
Бортовой регистратор имеет широкую целевую аудиторию: производители и разработчики транспортных средств, научно-исследовательские институты, вузы и даже автогонщики. Генератор сигналов, разработанный командой для собственных нужд и запатентованный, уже заинтересовал специалистов по диагностике автомобилей.