Глядя на него, в голове вертятся строки из стихотворения поэта Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей».
Родился и вырос Александр в Калтасинском районе. Как только исполнилось 18 лет, сам пошёл в военкомат и сказал: «Дайте мне повестку в армию, хочу служить». Служил на Дальнем Востоке в войсках противовоздушной обороны оператором зенитных ракет.
- Мне нравилась военная служба, и я остался по контракту на три года. Вернувшись со «срочки», работал экспедитором. Когда Верховный Главнокомандующий объявил, что началась мобилизация, я подумал, что могу принести пользу Родине, ведь в армии нас учили сбивать мишени. Низколетящая тактическая авиация против дронов, вертолётов – всё это знал не понаслышке. И сводки я смотрел, что в Донбассе, Луганске идет уничтожение русскоязычного населения. В апреле 2023 года заключил контракт с частной военной компанией. Маме сказал, что уезжаю на вахту в Ростов, потом, правда, друг ей проговорился, фотографии показал. Подготовку проходил в Феодосии. В течение месяца профессиональные военные учили солдат стрелять из разного вида вооружения, оказывать первую медпомощь, - рассказывает Александр.
Получив навыки военного дела, бойцов перебросили на Херсонское направление, затем под Бахмут.
«Нефаз» - такой позывной получил на СВО Александр, принимал участие в ожесточённых боях под Клещеевкой, а затем в освобождении районов Бахмута. Был он и пулемётчиком, и гранатомётчиком. Именно там, видя острую нехватку медиков на передовой, Александр прошёл обучение и стал санитаром-стрелком в составе штурмовой группы, можно сказать, ангелом-хранителем для военнослужащих. Так «Нефаз» отработал на СВО год, два контракта по полгода. Вернулся домой, отдохнул две недели и заключил контракт с Министерством обороны.
- Когда поехал на СВО во второй раз, мама пыталась отговорить меня, но я ей ответил: «Не могу, ребятам надо помогать, работу делать до конца, доделывать то, что начали», - говорит Александр.
И боец с позывным «Нефаз» спокойно рассказывает о себе, о том, как снова оказался в зоне СВО, потому что эта война вдруг стала и его тоже.
Попал служить в 21-ую мотострелковую бригаду. Так как был уже с военным опытом, Александра сразу же назначили командиром отделения эвакуационной группы. В ноябре 2023 года «Нефаз» был под Авдеевкой. И каждого из своей группы он помнит и считает героем.
– Все, кто участвует в СВО – герои, и это не просто громкие слова, – говорит «Нефаз». – Мы вместе плечом к плечу выбивали врага. Да, я был медиком, но в первую очередь каждый из нас солдат, штурмовик. Мы помогали друг другу как могли. На СВО я встретил своего комбата со срочной службы. Меня, как медика, прикомандировали во вторую бригаду, старшим группы назначили. Я прибыл в точку, захожу и вижу комбата. Это была такая неожиданная встреча, мы оба обрадовались. Он хотел, чтобы я к нему перешёл, но я отказался, сказал: «Не могу, я со своими ребятами останусь». К сожалению, комбат погиб. Отважный человек был, он сам с бойцами на штурмы ходил, - делится Александр.
Три раза «Нефаз» числился пропавшим без вести. Несмотря на непростую службу, Александр с улыбкой вспоминает и рассказывает один случай, произошедший с ним. Получив боевую задачу, его группа зашла за «ленточку».
– Шли очень ожесточённые бои при освобождении Авдеевского коксохимического завода, моё подразделение вышло, а я потерялся. Две недели жил практически один на самом переднем фланге – дальше только враг. Восемьдесят километров добирался до своих. Останавливал проезжающие машины, узнавал направление, маршрут, многие по пути подвозили. Так и добрался. Прихожу в своё подразделение, а все в шоке, они считали, что я погиб, – вспоминает «Нефаз». - Был случай, вшестером из окружения выходили, там самому тяжело идти, на тебе бронник, каска. А я ещё умудрился гранатомёт у хохлов стащить из блиндажа. Километров 50, наверное, я его тащил, пацаны говорят: «Выбрось его. Зачем он тебе?» Я отвечаю: «Пусть будет, пригодится». И дотащил, - смеётся Александр.
На СВО «Нефаз» окрестился. По его словам, там даже ярые атеисты начинают верить в Бога.
- В 24 года крестился в церкви в Запорожской области. Мама давала иконку Георгия Победоносца, эта иконка всегда была со мной, я её домой привёз. Дома лежит на божнице, хоть и в потрёпанном состоянии. Может, эта иконка и жизнь мне спасла, - говорит Александр и вспоминает тот страшный день, когда едва не погиб.
В один из дней пришёл приказ, несмотря на занимаемую должность, всем выдать орудие и отправить на новую боевую задачу.
– Нужно было подальше откинуть врага, – говорит Александр. – А так как пополнения не было, взяли в руки орудие все, кто мог.
Во время небольших затиший «Нефаз» оказывал первую медицинскую помощь раненым солдатам.
– Одного раненого затащил в блиндаж, – вспоминает «Нефаз». – У бойца оторвало ногу. Сделал укол, обработал раны, затянул жгуты. Пошёл за вторым – тоже тяжелораненым. И ему оказал всю необходимую помощь. Знал, что долго ребята не протянут, нужна срочная эвакуация. Решил разведать обстановку. Только вылез из блиндажа, в глазах вспышка и темнота. Оказалось, по мне отработал дрон. Думаю, он заприметил меня, когда я ребят в блиндаж затаскивал.
Вспышка перед глазами, самая первая мысль, всё, убит. Потом в себя пришёл, полтела у меня завалило. Взрыв произошёл прямо на входе в блиндаж. Чувствовал адскую боль, ногами пошевелить было нельзя. Я дня три сам себя откапывал – мне повезло, на поясе был нож. Всё это произошло в начале января, стояли Крещенские морозы. Было очень холодно. Я был одет в одну тонкую куртку, – продолжает свой рассказ Александр, – на тот момент российские войска сдвинули линию фронта, это было понятно по регулярности и слышимости обстрелов. Идти я не мог, решил ползти. Мне нужно было преодолеть около четырёх километров. Два дня Александр полз по холодному, мокрому снегу. Ближе к ночи второго дня «Нефаз» дополз до Красногоровки.
– Была небольшая лесополоса, к её концу я услышал, что недалеко кто-то разговаривает. Как оказалось, я дополз к окопу наших солдат из соседней бригады. Из последних сил закричал, чтобы они меня услышали…
Военнослужащие затащили «Нефаза» в свой окоп, вышли по рации на командование, и выяснили, кто такой Александр. В пункте эвакуации «Нефаза» осмотрели медики, оказали помощь. Во время двухчасовой дороги до госпиталя в г.Горловка в их автомашину едва не прилетел большой дрон с зарядом.
- Я никогда не знал молитв, слышал только, как мама читала «Отче наш». А тут мне слова сами шли. И дрон вдруг переключился на другие появившиеся из-за поворота автомашины. Мы уехали. Вот здесь я и поверил в Бога, - признаётся Александр.
Путь к мирной жизни Александра был отмечен чередой госпиталей – Горловка, Пантелеймоновка, Старобельское, Айдар, Воронеж, Ростов-на-Дону, Рязань, Москва...
Настал тот день, когда Александру предстояло освоить протезы. С этим делом он справился.
– Это, наверное, должно быть заложено в голове, что я смогу, я пойду. Как только я надел протезы – сразу пошёл, – делится Александр. – Да, было нелегко, но это такое неописуемое чувство – идти снова самостоятельно на своих ногах.
Освоив новые протезы, молодому человеку не сиделось на месте. И здесь он начал проситься обратно на СВО – хотел быть полезным своей Родине и стать инструктором по медицине.
– Меня вызвал к себе начальник госпиталя и дал ясно понять, что ни одна медкомиссия не пропустит меня, чтобы вернуться в строй, – продолжает Александр. – Но при этом сделал мне интересное предложение – участвовать в программе, разработанной для участников специальной военной операции. Пройти обучение в военно-учебном научном центре сухопутных войск общевойсковой академии вооружённых сил Российской Федерации и получить удостоверение военного специалиста, осуществляющего воинский учёт мобилизационных людских и транспортных ресурсов. Что было хорошо, место работы можно было выбрать самостоятельно. Я согласился и выбрал военкомат города Нефтекамск. Так что, я и сейчас действующий военный.
Домой Александр Галанов вернулся в октябре 2024 года. Практически сразу же приступил к своим обязанностям в военкомате.
– Работа мне нравится, – говорит Александр. – И коллектив у нас хороший. Об одном жалею, что в своё время не учился после школы, не получил образования. Чтобы получить офицерское звание, поступил учиться в колледж. Сейчас имею звание младший сержант. И всем ребятам советую – учитесь, у вас сейчас масса возможностей. Поверьте, в жизни очень пригодится.
И ещё Александр Галанов жалеет, что не успел повесить флаги Башкирии в Авдеевке.
- Я просил прислать мне двадцать экземпляров флага Башкирии. Хотели с ребятами их в Авдеевке повесить. К сожалению, не успел.
С благодарностью вспоминает, как получал с родины гуманитарную помощь и трогательные письма школьников, которые до сих пор хранит.
- Когда вернулся домой, я пришёл в школу и встретился с девочкой-второклассницей, от которой на СВО получил письмо. Девчушка застеснялась, засмущалась, - смеётся Александр.
На мой вопрос не жалеет ли, что пошёл служить, я услышала однозначное «нет».
- Нет. Отмотать бы время назад – сделал бы то же самое, даже если бы знал, что со мной произойдет. Я и сейчас готов отправиться на СВО. Понимаю, что в штурмовики уже не получится, но помогать и обучать солдат медицинскому делу, уверен, что смогу. Я был на той войне. Увидел всё своими глазами. Да, это страшно. Но это скоро закончится. И все, кто там, - герои, - ответил ветеран СВО.
Летающие над головой ракеты и дроны, гибель сослуживцев,– всё это видел, прошел, испытал на спецоперации Александр. Человек, который не понаслышке знает, что такое фронт, героизм и товарищество, который потерял на СВО обе ноги, но не впал в уныние, не отчаялся, а встав на протезы, продолжает заряжать своей сильной энергией и оптимизмом окружающих. На таких мужчинах и держатся семьи, держится фронт, на таких мужчинах держится наша страна.
Справка. По вопросам военной службы по контракту обращаться в военный комиссариат городов Нефтекамск, Агидель и Краснокамского района по адресу: г.Нефтекамск, ул. Социалистическая, д.39, каб.№4.