"Земляки на фронтах войны"
(статья в газете "Краснокамские зори" № 36-37 от 8 мая 2020 года)
В эти дни в Николо-Берёзовке завершается подготовка к изданию двух книг, посвящённых 75-летию Победы советского народа в Отечественной войне. С героями одной из книг мы и хотим сегодня познакомить читателей районной газеты.
В мирное время Михаил Степанович Миронов стал буровиком и осваивал нефтяные месторождения в Серафимовке, Арлане, Тюмени. В армию он был призван в 1940 году 19-летним пареньком. В воскресный день 22 июня всех подняли по тревоге, и они маршем двинулись в район Львова навстречу врагу. Потом был госпиталь. После излечения – оборона Сталинграда, Курская дуга. Уже рассчитывая на предстоящее наступление по чужой территории, Миронова стали готовить к заброске в глубокий тыл врага. Награждён орденами Отечественной войны, Красной Звезды, двумя орденами Славы.
Воспоминания Михаила Степановича о войне мною были записаны в апреле 1985 года.
В тылу врага
В 1943 году меня отозвали из Сталинграда и направили на курсы по подготовке десантников для заброски в тыл врага…
Шёл май 1944 года. Из числа подготовленных десантников отобрали самых смелых и крепких. В группе собралось сорок человек. Ночью двухмоторный самолёт доставил нас в Чехословакию, оккупированную фашистами. Прыгали мы в районе города Злин. Не все смогли прийти на место сбора, фашисты засекли парашютистов, и пришлось с боем уходить от преследования. Вспоминается многое. Нашей бригаде, куда влились уже много чехов, было присвоено имя Яна Жижки. Боевые операции, пущенные под откос эшелоны с фашистской техникой и живой силой – многое мы успели уже за первые четыре летних месяца.
В октябре перед нами была поставлена задача установить связь с коммунистами подпольной организации в Моравии и создать там крупное партизанское соединение.
Через представителей партизанских отрядов из различных мест Моравии мы знали, что народ ждёт сигнала к всеобщему восстанию. В один из дней в селе Великая Бытьга собрались представители подпольных организаций городов Злин, Брно, Прага, Сломуц, Пордубицы и ряда других. Совещание проходило в глубокой тайне. В охранение было выставлено около 600 человек. Но фашисты всё-таки что-то почуяли и против нас были брошены четыре боевых полка. Почти трое суток мы противостояли превосходя щим в шесть раз силам немцев.
О боях в Карловице, о том, что там в течение 72 часов без единой минуты затишья шёл кровопролитный бой, знают все чехи. Тяжёлое ранение получил наш командир Даян Баянович Мурзин (после войны проживал в Уфе), спасти его взялся лесник Ян Ткач.
Многие сложили головы в том бою. Спустя два месяца фашисты поторопились сообщить, что партизанские отряды и бригады, перешедшие границы протектората, полностью уничтожены и в декабре 1944 года даже выразили соболезнование по этому поводу.
Но в городе Фриштате продолжала выходить газета «Руде право», призывающая всех браться за оружие и уходить к партизанам. К нам шли шахтёры и металлурги, бывшие солдаты и офицеры республиканской армии, жители сёл и деревень. Сходили с рельсов поезда в Вестине, Оломуце, Прерове, летели в реку взорванные мосты. Дерзкими налётами многих партизанских отрядов были успешно завершены операции, принёсшие большой урон противнику. С нашими боевыми командирами Будко, Москаленко, Зиминым, Мурзиным мы освободили много населённых пунктов.
За заслуги перед Родиной, Чехословацкой Республикой многие получили боевые награды, а наш командир Даян Баянович Мурзин был удостоен звания «Герой чехословацкого народа».
автор: Фёдор Бреднев, село Николо-Берёзовка.