Все новости
День Победы
27 Мая 2022, 16:06

С чего начинается Родина?

Недавно меня постигло разочарование. Коллега неожиданно вступила со мной в жёсткую полемику относительно целесообразности проведения специальной военной операции на Украине и высказала явную поддержку противоборствующей стороне. И это не какой-то там ургант или тиньков, а вполне обычный, наш человек, который вместе с нами ходит на бюджетную работу, транслирует со страниц газеты правильные мысли, получает зарплату у своей страны, пользуется благами государства, между тем держа в кармане фигу.

С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?

Недавно меня постигло разочарование. Коллега неожиданно вступила со мной в жёсткую полемику относительно целесообразности проведения специальной военной операции на Украине и высказала явную поддержку противоборствующей стороне. И это не какой-то там ургант или тиньков, а вполне обычный, наш человек, который вместе с нами ходит на бюджетную работу, транслирует со страниц газеты правильные мысли, получает зарплату у своей страны, пользуется благами государства, между тем держа в кармане фигу.

Наверное, я бы так не смогла: думать одно, говорить - другое, делать - третье. И свою позицию к происходящему определила уже в первый день СВО, что в любом случае буду со своей страной. Так нас, «рождённых в СССР», воспитали. Так было принято в нашем «коммунистическом» детстве и советском образовании. У нас даже мысли не возникало, что можно желать плохого своей стране, какой бы форме бытия она следовала. Поэтому мы терпели её даже в 90е, когда нас раздирали реформы и дефолты, грабили олигархи и бандиты, предавали генсеки и президенты, когда нам каждый день проходилось проходить квест на выживание.

Но мы и тогда в основной своей массе ни на минуту не жалели о том, что родились в России, и верили, что трудности отступят, а жизнь наладится. Нам даже не приходило в голову зацикливаться на этих трудностях: мы просто жили, работали, любили, дружили, творили, растили детей... И, поверьте, в той жизни тоже были свои прелести.

Наверное, и тогда нам помогало наше воспитание. Ведь учили нас люди, в ком были ещё свежи воспоминания о тяжёлых военных и послевоенных годах, познавшие голод и холод, понимавшие истинное значение человеческих ценностей, преданные до глубины души своей профессии, верившие в свою страну и отдававшие себя ей без остатка, как было принято в том обществе.   

Учебники - ужас

Как-то меня моя дочь спросила, а будут ли отмечать 100-летие Победы. Я спросила, а как думает она. Ответ удивил: "Наверное, нет. Это же было давно". Сомневаюсь, что подросток мог самолично прийти к такому умозаключению - помог Интернет. Я возразила, что всё зависит от нас. Слишком многое было упущено, и сейчас надо срочно догонять пробелы в патриотическом воспитании.

Моя дочь в начальных классах училась в городе по программе «2100». Наша учительница считала её очень прогрессивной и развивающей. Это было действительно так, но как мы дома возмущались их учебниками!

История являлась одним из компонентов учебника «Окружающий мир». И дошли дети до неё только в 3-м классе. Весь первый и второй класс мы тщетно пытались освоить прямые и косые солнечные лучи, силу трения, пищевую цепочку и другие темы, которые в советской школе изучали в 7 классе. Наконец, погрузились в историю. Львиная доля параграфов была посвящена изучению истории развития западных территорий, до просторов нашей родины дошли кое-как во второй половине учебного года. Теме Великой Отечественной войны там было отведено полторы страницы. Причём Гитлера величали по имени, об Иосифе Виссарионовиче ни слова –  параграфом ранее уже успели написать о нём как о «кровавом тиране», скромно умалчивая его несомненные заслуги в победе над фашистской Германией. Зато не преминули напомнить, что победа оказалась возможной благодаря нехилой помощи Америки и Англии. Нет, я не собираюсь умалять роль тогдашних союзников, поставлявших нам продовольствие и оружие, но это было не в таких критических объёмах, каковы требовались воющему СССР, и потом помощь не была безвозмездной, наша страна рассчитывалась за неё золотом.

И ни слова о героизме советских солдат, о подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Михаила Девятаева, Дмитрия Карбышева, о героях-пионерах. Если наших детей будут учить по таким учебникам, то Великая Победа может не дождаться своего 100-летия.

Неприязнь этой программы к России чувствовалась и в других учебниках, вроде бы ничего общего с политикой не имеющих. Почему-то в задачах по математике все имена были англосакские, а меры измерения давались в акрах и долларах: в духе «у Майкла было три доллара, у Элиз четыре, сколько долларов они подарили Джонни». Дети ещё не знали, что такое рубль, а им «втюхивали» доллары.

Русская литература вообще выводила из себя чуждыми и непонятными русскому ребёнку европейскими сказками и произведениями зарубежных авторов. И вместо того, чтобы читать про Емелю, Шурале и Чука с Геком наши российские дети зубрили про троллей, гоблинов и хоббитов.

Сейчас мы учимся по общей с остальными школами программе. История России в средних классах начинается с древних времён. В 8 классе они еще дошли только до Петра Первого. Успеют ли хоть до окончания основной школы узнать о революции и Великой Отечественной войне? Не случайно ребёнок, встретив на олимпиаде по русскому языку вопрос, связанный с «Авророй» спросил, что это такое. Пришлось самой «вести» краткий курс по истории России начала 20го века. Стоит ли потом удивляться, что дети не знают историю и героев Отчизны?

А ведь есть еще интернет, который все эти годы работал практически против России, и влияние которого на детские умы трудно переоценить. Мне пришлось немало провести бесед со своим ребёнком, чтобы хотя бы «вывести в нейтралитет».

Уроки истории

По поводу уроков истории я решила поговорить с учителем истории Новонагаевской школы Рафисом Нуриахметовым.

- Рафис Альфрисович, с этом году на олимпиаде по русскому языку ребёнку попался вопрос о крейсере «Аврора». Она в недоумении спросила у меня: «А что это такое?» Как же так, уже 8 класс - и не знаем про Аврору?

- Да, таковы сейчас учебники. Это называется линейная система. До современной истории дети дойдут только в 11 классе. Раньше историю России заканчивали в 9 классе, а в 10-11 классе шёл повтор. Теперь получается так, что дети, которые уходят после 9 класса, тему революции и войны пройти в школе не успевают.

- Ну и как это доучиться до 11 класса и только познать историю Великой Отечественной войны? Человек уже почти сформировался.

- Я тоже с этим не согласен, но, видимо, у составителей таких учебников сильное лобби. Учебников по истории много, раньше было ещё больше – 15-20 видов. И в них в основном был негатив в отношении России. Сейчас, к удовлетворению, появились учебники без этого огульного охаивания страны, хотя единого подхода тоже нет. И каждый учебный год у нас начинается «война» по выбору учебников и учебных программ. Мы в районе стараемся придерживаться единого учебника и учебной программы.

- С историей неразрывно связана и литература. Почему-то из учебников по литературе тоже убрано много произведений, прославляющих героизм советских людей, воспитывающих детей в духе патриотизма.

- Да. Раньше всё шло параллельно. Когда по истории изучали 19й век, на уроках литературы проходили произведения русских писателей 19го века, когда погружались в историю революций и Гражданской войны начала 20го века, по литературе проходили Сергея Есенина, Александра Блока и так далее. Такое переплетение предметов помогало лучше осваивать историю и многое объясняло в произведениях.

-  Как-то грустненько получается с предметом история сейчас.

- Пятая колонна никуда пока не делась. Она есть в верхах, её можно наблюдать и у нас в низах. Как-то я был сильно удивлён, когда один мой знакомый, не молодой, лет 40-50, заявил, что было бы лучше, если бы победила Германия.

- Ага, и жить, как немцы… Да вообще это днище, когда люди доходят до таких мыслей. Тем более взрослые  люди. Что уж тогда говорить о детях.

- А дети как раз в этом отношении более искушённые. Они совсем не дураки и не «потерянное поколение», как принято их считать. Мы сейчас в 9-11 классах с ними довольно откровенно беседуем, говорим и о недостатках, наблюдающихся в нашем обществе, и недочётах  государства. Но могу с уверенностью сказать, что 90% учеников поддерживают специальную военную операцию и Россию.

Слова Рафиса Нуриахметова вселяют оптимизм. 23 апреля, когда в райцентре проходила военно-патриотическая акция «Zа Россию» я специально подходила к старшим школьникам, юношам, что они думают о спецоперации и России. Только один сказал, что ещё не определился, все остальные, а опросила я человек 10, сказали, что они – за Россию.

А если учесть, что сегодня именно молодые ребята воюют на Украине, рискуют жизнью, совершают подвиги, защищают мирное население, то становится очевидным: у нас достойная смена. А Россия была, есть и будет.

Поможет ли гимн?

События на Украине подтолкнули власти страны и республики предпринять меры по усилению патриотической работы в учебных заведениях. С 1 сентября каждая учебная неделя в школах будет начинаться с исполнения гимна России и поднятия её флага. Что по этому поводу думает директор Куяновской школы Ильфрида Хайдарова?

- Очень нужное решение, хотя для нас и не новое. Одно время в районе так и было заведено, но в последнее время почему-то перестали обращать на это  внимания. С уже с 11 мая хотим ввести еженедельное исполнение гимна и поднятие флага России.

- Ильфрида Наилевна, как Вы думаете, как оградить подрастающее поколение от тлетворного влияния Запада и воспитывать патриотов?

- На детей сильно влияет интернет. Многие сидят в Тик-Токе, черпая оттуда неоднозначные мнения о нашей стране. Запретить интернет невозможно. И не нужно. Я считаю, нам надо самим больше его заполонять нужно нам информации. Например, почему бы не разместить в Тик-Токе информацию о том же мероприятии в Новом Актанышбаше, посвящённом 100-летия Рамазана Саматовича? Ведь когда в том же Тик-Токе появляются знакомые лица, это привлекает. Наряду с другими социальными сетями, надо идти в те, которые популярны у молодёжи и детей. А они должны научиться сопоставлять информацию, анализировать и делать выводы. Но однозначно бездействовать нельзя.

Учить любить родину – в утробе матери

Недавно в сети одно время появилось видео, в которой одна молодая родительница пришла в детский сад и стала срывать с окон наклейки со знаками «Z» и «V». Женщину привлекли к ответственности за поругание государственных символов и присудили 48 тыс штрафа. Сеть начала обсуждать: одни говорили, это не правильно клеить такие знаки в детском саду; другие считали, наоборот с такого возраста и надо начинать воспитывать патриотов. Так, когда же начинать воспитывать патриотов?

- С самого рождения, - считает ветеран труда, почётный гражданин Краснокамского района, бывший председатель колхоза «1 Мая» житель села Новый Актанышбаш Индус Бахтиев, - и большая роль в этом - матерей. Если жена показывает мужу кулак, постоянно его ругает, то какое может быть уважение к мужчине - защитнику Отечества? Патриотизм воспитывается прежде всего в семье, где дети учатся стоять друг за друга. Потом подключаются друзья, соседи, одноклассники. В школе дети участвуют в конкурсах, соревнованиях – тоже патриотизм, ведь там они защищают честь своего коллектива.

Раньше было больше возможностей для патриотического воспитания. Дети играли в войну, но последних «немцев» «убили» у нас в селе ещё лет 30 тому назад мой сын и его друзья, играя в «немцев и наших» на зернотоке, которого сейчас уже нет. Раньше была «мода» драться: деревня на деревню, улицу на улицу. Это тоже патриотизм, когда «наших бьют», и ты бежишь на выручку, отстаиваешь кулаками интересы своей территории.

P.S. Ндевно с дочерью еще раз вспомнили про начальную школу. "Эта учебная программа всё-таки мне учиться помогает до сих пор", - сказала она. Я согласилась с положительными сторонами программы, отметив при этом, что она явно соросовская, направленная на подрыв основ нашей страны. "Мама, я не верю ничему, что не вижу сама. Но в России же ужасная коррупция", - выпалил ребёнок. На что я сказала: "Что есть - то есть. Мы не сумели. Это уже дело вашего поколения. Вот вам страна - мы её вам оставляем. Делайте её такой, какой считаете нужным".

Уважаемые читатели, а вы как считаете: надо ли воспитывать патриотизм, когда и как?     

С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
Автор:Ирина Валиева
Читайте нас: