На прошедшем в районе заседании Курултая башкир Краснокамского района принимал участие и военный корреспондент, заместитель председателя одной из комиссий Молодежной общественной палаты при Госсобрании - Курултае РБ, член Общественной палаты РБ Ильяс Батыргариев. В свои 30 лет Ильяс Айратович добился успеха в качестве музыканта, общественного деятеля, блогера, военного корреспондента, мужа и отца, награждён медалью имени Шаймуратова. О некоторых моментах профессиональной и общественной деятельности поделился Ильяс Батыргариев и с нами.
- Ильяс, как вы попали в журналистику, почему выбрали именно эту стезю?
- Я вырос в замечательной семье, мама моя всю жизнь проработала в газете города Благовещенска сначала журналистом, потом руководителем издания. На её примере и я решил стать журналистом. Да и не могло быть по-другому, я практически вырос в редакции – так часто бывал у мамы на работе, видел всю эту «кухню», и она мне нравилась. Поэтому и получил профессию журналиста в одном из вузов Санкт-Петербурга. Вернулся на малую родину, начал работать журналистом в редакции газеты Благовещенского района «Панорама». А через несколько лет перешёл на телеканал БСТ, потом работал и на других телеканалах. Затем одновременно начал развивать свой личный бренд, стал блогером.
- А как получилось, что стали военным корреспондентом?
- С самого начала спецоперации к этой теме не был равнодушен, но о том, что стану военкором, даже и не думал. К этому, наверное, привели несколько моментов. В октябре 2022 года в Курултае была организована отправка гуманитарной помощи, вместе с которой поехал и я. Это была моя первая поездка в этом направлении. В следующий раз поехал с гумконвоем с внучатым племянником генерала Минигали Шаймуратова Маратом Гадельшиным, который собрал бронированный «Урал» и отправился в зону СВО, чтобы лично передать его бойцам. Во время этих поездок снимал сюжеты о том, что вижу, разговаривал с жителями этих регионов, с нашими бойцами, впечатлений, конечно, было очень много.
После этих двух поездок поступило приглашение от первого вице-премьера республики Азата Бадранова, который тогда заключил контракт и уехал на СВО, приехать на передовую уже в качестве журналиста. Я увидел в этом предложении возможность проявить себя, встретиться с бойцами уже на передовой.
- Какие первые впечатления остались от нахождения в зоне СВО, на передовой?
- Это было состояние шока. Да, я прошёл все инструктажи, на мне было обмундирование, бронежилеты, меня всюду сопровождали, но к происходящему там я не был готов, может, не предполагал, что настолько всё страшно. Но человек, видимо, привыкает ко всему. Через некоторое время стал реагировать спокойнее. Просто думал только о работе, это помогало сконцентрироваться. Моей задачей было рассказывать истории героев.
- Бойцы, кстати, легко идут на общение, легко говорят о себе, своих переживаниях?
- Мы выезжали снимать сюжеты и общаться с ребятами на разных точках. Для них это очень важно, потому что солдаты тонко чувствуют отношение к себе, и если ты открыт, то и они к тебе.
Чувствовалось, что для солдат наши приезды всегда были праздником, когда они могли излить свою душу, высказаться, рассказать такие подробности своей жизни, которые трогают за душу, и моей задачей было правильно донести это до людей, чтобы здесь, дома, их понимали и поддерживали.
Могу сказать, что все бойцы искренне радуются весточкам из дома, особенно детским рисункам, стихам, порой, не стесняясь своих слез. Что удивило, бойцы самых разных национальностей из наших батальонов именуют себя башкирами.
Все бойцы хотят домой, к родным, но понимают, что интересы Родины должны быть достигнуты.
- Ильяс, были ли случаи, когда возникала реальная угроза вашей жизни?
- Да, и случалось такое не раз. Как-то в запале работы даже сам не обратил внимания, насколько близко подошёл к позициям противника, тогда Азат Бадранов окрикнул, что дальше двигаться очень опасно. Как-то из-под линии огня выводил меня боец, с которым сдружились, дядя Толя, как я его называл. К сожалению, на сегодняшний день дяди Толи уже нет в живых. И это самое сложное – когда узнаёшь о гибели солдат, с которыми недавно общался, снимал сюжет с ними, расспрашивал их о службе, семье, которая ждёт их дома. Об этом всегда тяжело говорить.
- Теперь в этих сюжетах память об этих бойцах. Кстати, а как вы работаете, как создаются ваши сюжеты?
- Из Башкирии в зоне проведения спецоперации постоянно работают всего восемь-девять военных корреспондентов. В основном, это команды, где есть корреспондент и оператор (кто делают сюжеты). Я всегда работаю один, моя команда это я и мой телефон. Всё снимаю на телефон, там же монтирую. С одной стороны это и проще, с другой сложнее – в работу настолько включаешься, что порой не замечаешь возникающую рядом угрозу.
- А в каком направлении планируете работать после окончания военных действий, уже думали по этому поводу?
- Война, даст бог, закончится, но истории наших бойцов продолжатся. Нужно будет сделать всё для того, чтобы их героизм, стойкость не были забыты обществом. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы участников СВО забыли, как, скажем, участников Афганской войны, Чеченского конфликта. Этим людям, которым будет непросто возвращаться к мирной жизни, нужны будут наши забота и внимание, в том числе, СМИ.
- Можно сказать, что в этом направлении вы уже начали работать? Проводите в городах и районах республики встречи со школьниками, студентами, где показываете им свои сюжеты, рассказываете о солдатах.
- Можно и так сказать – просто это тема, о которой невозможно молчать. И молодёжи нужно показывать, как на передовой служат их отцы, знакомые, земляки, показывать, как военные преодолевают трудности, но выполняют свою службу с высочайшим профессионализмом, как слаженно работают в условиях крайней опасности. Молодёжь должна знать о героизме солдат, об их вере в свою страну и победу.
- Во время встреч ребята, наверняка, задают вопросы. О чём чаще всего спрашивают?
- Вопросов на самом деле не возникает много, так как я очень подробно всё рассказываю. А из тех, что звучат – младших школьников в основном интересуют бытовые вопросы, например, что бойцы кушают, где спят. Молодёжь у нас умная, креативная, общаться с ней интересно.
- А что по поводу деятельности в Курултае башкир?
- Попасть туда я не стремился, заявку не подавал. Но увидели, заметили, пригласили. Теперь с удовольствием принимаю участие в различных мероприятиях, фольклорных праздниках, всё это мне очень интересно. И сюжеты с фольклорных мероприятий получаются интересными, колоритными.
Деятельность в Курултае мне в какой-то мере близка – моя мама 15 лет была председателем исполкома Курултая башкир города Благовещенска. Это она привила нам любовь к родной культуре, традициям. Считаю себя истинным башкиром, правда, языком я не владею практически, но для меня не в этом заключается идентичность, а в стремлении сохранить нашу историю, традиции, культуру. И, конечно, показывать, рассказывать о башкирских воинах, которые и сегодня защищают свою Родину.
Фото: телеграмм-канал Ильяса Батыргариева