Все новости
Общие статьи
3 Января 2023, 12:05

Детство, растоптанное войной

Жительнице Краснокамского района Нине Мансуровой  5 января исполнится 81 год, но тяжёлые послевоенные годы она запомнила на всю жизнь.

Детство, растоптанное войной
Детство, растоптанное войной

Война и дети…Эти слова несовместимы. «Дети войны» - это поколение нынешних бабушек и дедушек. Война украла у них светлое и солнечное детство, искалечила детские судьбы, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Нина Мансурова никогда не видела отца. Отец ушел на войну первым эшелоном 22 июня 1941 года. Тогда мама носила её под сердцем. А в 1942 году отец пропал без вести.

Нина Ивановна родилась и всю жизнь прожила она в д.Воробьёво. Мама осталась вдовой с тремя детьми. Тогда старшей сестре Шуре было 5 лет, средней Маше – 2 годика. Маме Елизавете в то время было 38 лет. Прожили они с мужем шесть лет. Когда он уходил на фронт, Елизавета ему сказала: «Иван, я ведь непростая остаюсь, я ребёнка ношу». На что он ей ответил: «Лиза, сама не доешь, не допьёшь, а детей моих накорми. Мама тебе поможет».

Елизавета,  мама Нины, сама родом была из д.Можары, а отец Иван родился в  д.Воробьёво, он и привез молодую жену в свою деревню, где Елизавета прожила всю жизнь со свекровью Устиньей Леонтьевной, матерью Ивана. Работал Иван Мансуров бригадиром тракторной бригады, а Елизавета трудилась на ферме.

- Сестра Шура запомнила, что когда отец уходил на войну, он прицепил ей на платьице брошь и сказал: «Дочка, вспоминай меня».

Иван Мансуров пропал без вести в бою под Воронежем в ноябре 1942 года. Елизавета Фёдоровна так и не вышла замуж. Она всю жизнь любила своего Ивана, жила со свекровью.

- Маму сватали, а она отказывала.«Выйду замуж, а вдруг мужу моих детей не надо будет. Я молодая, ещё рожу, он своих детей любить будет, а моих – нет», - рассуждала она. Мама всю жизнь ждала отца, всё надеялась, а вдруг он жив, и вернется. А бабушка, мама отца, всегда была рядом. Мама на ферме пропадала, а я, сколько помню, всегда была с бабушкой. Мама овец кормила, телят, свиней, за лошадьми ухаживала. В предбазарные дни, бывало, с вечера уходила, чтобы лошадей подготовить. Там и ночевала. Мама говорила: «Больше всего я люблю лошадок. Самая чистая скотина – это лошади». Несахарное было детство, питались тем, что росло на огороде, картошку терли, с мукой смешивали, лепешки пекли, собирали лебеду, крапиву, вкус конфет, конечно, не знали. Прокормить троих детей и свекровь - труднейшая доля выпала на маму, при том, что на трудодни в колхозе ничего не давали. Но она выполняла главный наказ, уходившего на фронт отца, сохранить детей. А мы тоже без дела не сидели. Уже с начальных классов на прополку в поле ходили, на складе зерно сортировали, веяли. Мама не хотела, чтоб мы «за галочки и за палочки» в колхозе работали. А раньше в сельсовете паспорта не отдавали. Старшую сестру Александру после окончания 7 классов двоюродный брат увез в Свердловск. Как-то уж там ей паспорт выправили. А я четыре года в начальной школе в Воробьёво отучилась, потом три года училась в Кариевской школе, а десять классов уже в Касевской школе окончила. Начал строиться Нефтекамск, и появилась возможность не оставаться в колхозе. Сестра Шура всю жизнь до пенсии работала в Свердловске на заводе. Маруся в Нефтекамске на стройке трудилась плиточницей,  - рассказывает Нина Ивановна.

Сама Нина Мансурова до пенсии проработала стрелочником на железной дороге  на станции Тупик. Муж работал водителем. Воспитывали дочку Татьяну. Нина Ивановна овдовела в 42 года. Жила с матерью и дочкой. Мама Елизавета Федоровна прожила долгую жизнь, она умерла в 98 лет.

А Нина Ивановна сейчас богатая бабушка и прабабушка. У неё две внучки, правнук и правнучка.  Дочь Татьяна живет рядом в д.Воробьёво. Она уже тоже на пенсии.

- У старшей внучки сын Матвей, в первый класс пошёл, у младшей внучки дочка Полина, ей 4 годика. Они в Нефтекамске живут, но очень любят в Воробьёво приезжать. У нас в родстве как-то все девчонки, поэтому в правнуке души не чаю. Мы с сестрами всё у мамы просили купить нам братика. Она, помню, нам говорит: «Девчонки, вы с ума сошли? Вы его любить не будете, скажете, не наш».

Нине Ивановне 5 января исполнится 81 год, но тяжёлые послевоенные годы она запомнила на всю жизнь.

- Обидно было и завидно видеть, как другие дети, у кого отцы с войны вернулись, в полных семьях живут, а мы «безотцовщина». И сейчас мне очень жалко наших солдат, что погибают на Украине. Сама выросла без отца, и понимаю, каково это…

Автор:Марина Журомскас 
Читайте нас: