Все новости
Общие статьи
5 Октября 2022, 10:05

Венера Загыртдинова: «Задача начальной школы – научить учиться»

5 октября – День учителя

Венера Загыртдинова: «Задача начальной школы – научить учиться»
Венера Загыртдинова: «Задача начальной школы – научить учиться»

В интервью учитель начальных классов школы-интерната с.Новокабаново, отличник образования РБ Венера Загыртдинова рассказала о том, сложно ли быть учителем начальных классов, о современных детях и их родителях.

- Надо ли готовить ребенка к школе? В последние годы мы наблюдаем тенденцию: в первый класс приходят дети, уже умеющие читать, считать. Это правильно?

- Мнение о том, что ребенка не надо готовить к школе, давно устарело. Готовить надо. Ответственные роди­тели в этом заинтересованы. Конечно, в городах дети на один-два шага впереди своих сверстников в деревне. Ведь многие деревенские детишки и в детский сад до школы не ходят. И в первом классе не все умеют читать и считать. Но не это должно быть на первом месте. Для начала ребенка нужно научить самостоятельно работать, слушать, думать, отвечать на заданные вопросы. Это гораздо сложнее. И еще немаловажный момент — развитие рук. Если ребенок не умеет правильно держать в руке карандаш, раскрашивать, его будет трудно научить писать. Надо развивать мелкую моторику. Детям, кто посещает детский сад, в этом плане легче. Там они лепят из пластилина, рисуют, раскрасками пользуются.

- Сегодня закон об образовании запрещает в первом классе задавать домашнее задание. Но, как показывает практика, негласно некоторые учителя что-то задают ребенку для закрепления материала. Какое ваше мнение?

- Да, домашние задания в первом классе запрещены, но родителям мы даем рекомендации. Если у ребенка что-то не получилось на уроке, лучше дома повторить, закрепить материал. Первый класс – это ведь не детсад, здесь и нагрузка, объем работы большие.

- Что касается оценок: в первом классе они тоже запрещены, но учителя поощряют детей смайликами, звездочками и т.д. Это их стимулирует?

- Оценок в первом классе быть не должно. Конечно, мы знаем, как позитивно дети реагируют на звездочку, смайлик, солнышко и т.д. Но я считаю, если и стоит поощрять детей такими знаками, то не в самом начале пути. Потому что у одного ребенка сразу все получается, а у другого нет. Чуть позже, когда ребята начинают работать в рабочих тетрадях, я им пишу: «Умница!», «Молодец!». Это их стимулирует. И ребята на уроке поворачиваются друг к другу: «А мне «молодец» написали, а у тебя есть?»

- Как Вы считаете, что в первую очередь должен получить ребёнок от начальной школы? 

- Основная задача начальной школы, на мой взгляд, – это научить учиться. Ребёнок должен уметь себя вести, например, не кричать с места, уметь слушать, уважать учителя. Важно в начальной школе сплотить детей и дарить им радость прихода в школу. Они же не просто пребывают в школе, а проживают жизнь в течение 11 лет. Поэтому мы всегда проводим много праздников, соревнований, которые сплачивают ребят.

- Что больше всего Вы цените в работе учителя?

- В моей работе самое ценное – общение с детьми. Они добрые, непосредственные, доверчивые. Очень интересно наблюдать, как детки учатся общаться друг с другом, стараются преодолевать трудности. Они взрослеют на моих глазах. На весь период обучения я становлюсь для ребят, можно сказать, второй мамой. Я, например, не могу оставить своих учеников без подарков на день рождения, 8 Марта, 23 февраля. Помню, однажды на 8 Марта я купила девочкам красные перчатки, но в канун праздника заболела. Попросила другую учительницу передать им мои подарки. А у нас в школе по случаю праздника ставили концерт. И мои девочки на этом концерте все надели красные перчатки. Мне потом учителя рассказывали, смеялись. В учителе, прежде всего, должны быть человечность, любовь к детям. Без этого никак. Мне кажется, надо быть врожденным педагогом. Можно быть очень умным и грамотным учителем, но если нет любви к детям, то в школу лучше не идти.

- Помните всех своих выпускников?

- Да, конечно. Помню каждый свой выпуск. И мне кажется, что каждый новый выпуск – ребята всё лучше и лучше. Мне уже 60 лет. И дети, и муж говорят: «Уходи уже с работы, отдыхай». Да и моей маме 90 лет, надо за ней ухаживать. Но родители учеников просят, чтобы я осталась и выпустила ребят. У меня сейчас четвёртый класс.  С бывшими учениками тоже общаюсь, интересуюсь их делами. Да они и сами мне пишут, открытки присылают. Один мой ученик Азат, у которого я преподавала один год в Новой Муште, до сих пор передаёт мне приветы и признается, что я для него осталась самой лучшей первой учительницей. Ну, конечно, мне это очень приятно.

- Что, на ваш взгляд, влияет на успешное обучение ребёнка в начальной школе?

- Большое значение имеет семья, совместная работа учителя и родителей. Очень многие родители ошибочно полагают, что школа должна полностью заниматься воспитанием и образованием их детей. Это далеко не так. Семью ребёнку не способна заменить даже самая лучшая школа. Учитель – как мостик между ребёнком и миром знаний. Как бы преподаватель ни старался учить, если в семье нет поддержки родителей, труд учителя будет напрасным. Если аккуратно и ежедневно выполнять домашние задания, перед этим просматривать классную работу, вспоминать, что делали на уроке, никаких репетиторов не понадобится. Первые четыре класса учебная программа вполне по силам каждому родителю.

- Есть ли в вашем подходе к учебе какие-то свои методы?

- Когда я только начинала работать, мне казалось, что все дети могут учиться на 4 и 5, однако так не получается. Кому-то легко дается учеба, другому – тяжело. Не могут дети наравне учиться. К каждому нужен индивидуальный подход. У меня в классе, к примеру, шесть учеников хорошо работают, а четыре – не очень. Я всем объясняю материал. Тем ребятам, которые идут вперёд, даю самостоятельные задания. Работаю с теми, кому учёба дается трудно. Знаете, как бы грубо ни звучало, но не все рождаются вундеркиндами, каждому по способностям, кому – лопата, а кому – ручка. Для меня главное, чтобы дети в будущем стали прекрасными семьянинами. Есть ребята с ОВЗ, и если им не даётся учёба, психолого-медицинская комиссия рекомендует их обучать по облегчённой программе.

- Что бы Вы сделали в первую очередь, если бы были министром образования?

- Я бы сначала всем детям давала общую основу. А уже после начальной школы чтобы дети обучались именно по тем направлениям, к чему у них есть способности. Ну не могут, к примеру, все писать стихи или понимать физику. А мы и себе, и детям нервы тратим. Не нужно всех грести под одну гребёнку.

    

 

Автор:Марина Журомскас 
Читайте нас: