Все новости
Общие статьи
4 Марта 2020, 12:07

ДЕТЕЙ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ!

Интервью с учителем начальных классов Николо-Березовской школы Ольгой Малининой

Наверное, для каждого из нас первый учитель оставляет в памяти добрые теплые воспоминания. Проходят годы, и мы с тоской вспоминаем, как держа рукой маленькую ручку, учительница помогала выводить первые буквы, как хвалила за хорошо выученный стих и правильно решенный пример.
Впервые увидев Ольгу Малинину, учителя начальных классов Николо-Березовской школы, я невольно вспомнила свою учительницу. Такая же внимательная, временами строгая, но всегда спешащая на помощь.
С Ольгой Александровной я познакомилась, когда в школе был карантин. В коридорах было пусто, тихо и только приоткрытая дверь в кабинет №7 указывала, что здесь кто-то есть. Ольга Александровна склонилась над тетрадями и внимательно проверяла домашнее задание. Увидев меня, даже не сразу поняла, чем она удостоилась чести оказаться на страницах районной газеты. А когда узнала, робко ответила, что не делает ничего обычного, просто очень любит своих воспитанников. Разговор с ней был настолько легким и непринужденным, что рабочее интервью быстро перешло в дружескую беседу.
-Смотря на коридоры школы, кабинеты невольно вспоминаю школьные годы. Вспоминаете ли Вы свою первую учительницу, одноклассников?
- Мои школьные годы прошли как раз в этой школе. По этим коридорам когда-то и я бегала со своими одноклассниками. Мне знакомо тут все. Конечно, и я часто вспоминаю веселые школьные годы. А вот моя первая учительница, Галина Геннадьевна, преподает в соседнем кабинете. Тогда мы были ее первым выпуском. Глядя в то время на нее, всегда представляла, как сама стою у доски и рассказываю ребятам урок. Учителем хотела быть всегда. Частенько дома рассаживала за столом сестренок и объясняла какую-нибудь тему. Поэтому, когда встал вопрос о поступлении, сомнений, куда идти у меня не было – только в педагогический. А вот мои родители были против, говорили, что труд учителя очень сложный. Но, я была непоколебима. О чем никогда не пожалела. Спустя 25 лет своей работы, могу точно сказать, что профессию выбрала верно. В чем-то другом себя просто не вижу.
- Что труднее: учить или воспитывать?
- Первый мой опыт был в качестве учителя в детском саду «Березка». Тогда я подумала, как хорошо, когда и учитель и воспитатель работают в тандеме. Придя в школу, было немного сложно перестроиться, ведь учитель совмещает в себе две эти функции. И даже сейчас, имея за плечами большой опыт работы, могу сказать, что много сил уходит именно на воспитание детей. Ведь если будет здоровая атмосфера в классе, значит и успеваемость будет хорошая. Но еще важнее работать не только с ребенком, но и с родителями, которые зачастую, бывает, не разделяют взглядов учителя. И вот здесь главное, найти такое решение, которое бы устроило всех. Могу сказать, что у меня получается достучаться до каждого. Но так было не всегда. Опыт приходит с годами. Помню, было время, от бессилия над ситуацией хотелось просто сбежать со школы, казалось ничего не получается. Сейчас понимаю, что не бывает неразрешимых задач, нужно лишь здраво оценить ситуацию и последовательно ее решать.
- По своему родительскому опыту порой кажется, что родителей детей самих нужно сначала воспитать. Бывают такие мысли?
- Считаю, что поведение детей связано с поведением родителей. Когда я детей принимаю в первый класс, первостепенной задачей ставлю найти общий язык именно с родителями. Важно показать, что учитель им друг, а не враг. У нас одна цель – научить детей не только грамоте, но и воспитать в них хороших, порядочных людей. Поэтому к достижению этой цели мы должны идти рука об руку с родителями.
- Ольга Александровна, как в любом классе, наверное, и у вас есть хулиганы, которые мешают учебному процессу?
- Для меня все дети одинаковые. Я их всех люблю и в каждом из них вижу личность со своими уникальными способностями. Мне больше нравится видеть и раскрывать в ребенке именно лучшие черты. А какие-то шалости мы разрешаем просто разговаривая. Я рассказываю о своих детских годах, советую, как бы я тогда поступила на их месте. Со всеми детьми стараюсь находить общий язык.
- Учиться, конечно, хорошо, а часто Вы проводите мероприятия вне школьных стен?
- Наверное, одним из лучших способов переключить подуставших от уроков детей – это проводить совместные гуляния на природе. Вот перед Новым годом мы организовали новогодний квест в парке отдыха. Представляете, мы даже аниматоров не нанимали, все организовали родители. Было просто незабываемо! В прошлом году ездили с классом на экскурсию в Ижевск, в «Город профессий», посетили и Михаило-Архангельский кафедральный собор. В этом году планируем съездить в Уфу. Такие совместные поездки очень сплачивают детей.
- А какие внутришкольные мероприятия проводите?
- У нас их очень много. Каждый месяц в нашей школе посвящен определенной теме. Например, январь – профессиональной ориентации. Очень много было мероприятий, интересных встреч с людьми разных профессий. Февраль посвящен военно-патриотическому воспитанию. Сейчас, например, проводим мероприятия и готовимся к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Каждый ребенок оформляет табличку с фотографией прадедушки или родственника – участника боевых действий, чтобы 9 мая в составе бессмертного полка гордо нести в руках штендер . Еще одним важным мероприятием будет вступление в пионерию. Дети с нетерпением этого ждут. Ежегодно проводится школьный праздник «За честь школы». Традиционно мы принимаем активное участие в тимуровском десанте, приходим в гости к пенсионерам, ветеранам, бывшим учителям школы, дарим небольшие подарочки. Такие встречи проходят очень волнительно, ведь для людей старшего поколения любое внимание в радость.
- Ольга Александровна, какой Вы видите школу сегодня?
- Сегодня работать намного легче. Не нужно как раньше готовить дидактический материал из сподручных материалов, вырезать, клеить, вывешивать. Сейчас все это можно продемонстрировать на интерактивной доске. Много дополнительной информации для подготовки урока мы можем найти в интернете, поэтому уроки получаются очень интересными, насыщенными.
Поначалу было сложно ориентироваться в предлагаемых программах, не все было понятно. Но в процессе работы в каждой из программ я выделила для себя что-то полезное и теперь применяю на практике. И это дает хорошие результаты – многие мои учащиеся имеют успехи в учебе, участвуют и побеждают в олимпиадах.
- А можете представить, какой будет школа через 20 лет?
- С таким стремительным развитием в сфере образования и цифровизации, конечно дальше все будет еще современнее, удобнее для детей. Хотя, казалось бы, куда еще лучше, детям и так повезло родиться в такое время, когда столько современных технологий. Может быть, через 20 лет ноутбук будет на каждой парте или будут электронные ручки. Что бы там ни было, в любые времена, детей нужно научить писать, читать, и говорить. Поэтому, учитель никуда не денется точно. Никакой робот не заменит живого общения, не вложит моральные качества такие, как доброта, сострадание. Только учитель открывает маленькому ребенку мир, полный удивительных вещей и ведет по дороге знаний.
- Как Вы считаете, увеличение доплаты за классное руководство улучшит качество работы учителей?
- Честно говоря, не знаю, что можно сделать еще больше, чем мы делаем сейчас. Каждый учитель вкладывает душу в свою работу. И очень хорошо, что наконец-то в правительстве заметили и оценили работу классных руководителей. Без преувеличений, это действительно сложная и ответственная работа. И начинается она с раннего утра и до позднего вечера. Еще до начала уроков нужно проконтролировать, чтобы все ученики добрались до школы. В течение учебного дня мы несем полную ответственность за их жизнь. Ведь учитель это и воспитатель, наставник, помощник, психолог, друг. Порой мы знаем больше о детях, чем их родители. И даже поздним вечером мы общаемся с учениками и родителями, обмениваемся информацией. Поэтому сейчас могу точно сказать, что учитель – это не профессия, это образ жизни.
- Если бы у Вас была золотая рыбка с тремя желаниями, что бы Вы загадали?
- Если бы у меня было 3 желания, я бы хотела, чтобы родители с пониманием относились к учителям, ведь много времени уходит на работу с родителями. Чтобы дети по-доброму относились друг к другу и помогали во всем. И третье, чтобы все дети были здоровы. Я очень сильно переживаю, когда слышу истории, где дети борются с тяжелыми заболеваниями. Так не должно быть. Дети должны бегать, веселиться и мечтать. Вот это, наверное, самое главное. А всему остальному мы их научим.
- А Ваши мечты детства все сбылись?
- Не поверите, все мои детские мечты сбылись. Я мечтала стать учителем – я им стала, мечтала иметь хорошего мужа и крепкую семью – все это есть в моей жизни. Слава Богу, все живы и здоровы. Я утром встаю и с радостью иду на работу. Я счастливый человек. Считаю, что детей должны учить счастливые люди. Только счастливый человек может воспитать полноценную личность. Но еще хотелось бы, чтобы выбранная мной профессия всегда оставалась почетной.
Читайте нас: