Все новости
Общие статьи
21 Февраля 2020, 11:55

ЭКСКУРСОВОД ПРОВОДИТ В ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Елена Некрасова, экскурсовод районного историко-краеведческого музея с.Николо-Березовка, убеждена, что знакомясь с историей и архитектурой родного района, невозможно не полюбить его, а любя, нельзя не интересоваться его прошлым, настоящим и будущим.

Неожиданный поворот судьбы
- Елена Викторовна, музейная сфера – это осознанный выбор или неожиданный поворот судьбы?
- Скорее, неожиданный поворот судьбы. Экскурсоводом быть не думала, не гадала. Я окончила Нефтекамский нефтяной техникум. Мама хотела, чтобы я овладела престижной и хорошо оплачиваемой специальностью. Но так получилось, что меня пригласили поработать экскурсоводом в музей при Троице-Никольском храме. Это было для меня совсем новое, неизведанное направление, и я согласилась. Там я была и фондохранителем, и экскурсоводом, и уборщицей и, впоследствии, исполнительным директором. Надо было изучать очень много материалов, знакомиться с экспонатами. И место, так скажем, моей работы было особенное. Было очень интересно работать. Хотя я родилась и живу в Николо-Березовке, с историей села начала знакомиться именно там. В музее проводились свиридовские вечера, открывались и открываются выставки картин уфимских и нефтекамских художников. Все это осуществлялось благодаря стараниям старожила и мецената Валерия Тетерева. Музей поддерживал связь с Марфо-Мариинской обителью, настоятельница и сестры побывали у нас, а мы в свою очередь посетили возрожденный монастырь, посмотрели, как живут монахини, прочувствовали атмосферу монастыря, в детском приюте при монастыре общались с детьми. Пополнили музей материалами о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, оставившей след в истории, как создательница Марфо-Мариинской обители милосердия и защитница всех бедных и несчастных в Москве. Приезжали к нам целыми делегациями – вьетнамцы, немцы, американцы. Были у нас в музее актрисы Нина Усатова и Ада Роговцева. У Нины Усатовой папу звали Николай, и ей было интересно побывать в нашем Троице-Никольском храме, в музее. Кстати, артисткам у нас очень понравилось. А в 2008 году меня пригласила работать экскурсоводом в нашем историко-краеведческом музее Ольга Степкина. Она тогда была директором музея.
Работа помогла побороть застенчивость
-Экскурсовод должен иметь поставленную речь и интонацию. Не страшно было выступать перед большим количеством людей?
- Конечно, очень сильно волновалась и боялась. Я ведь в детстве была застенчивая до фобии. Меня даже в магазин никогда не отправляли, потому что я стеснялась что-то спросить у продавца. Если, к примеру, я не знала, как пройти, ни за что не обращалась к прохожим за помощью. А тут вдруг – экскурсоводом. Родные, конечно, очень удивились моему выбору. Зато эта работа помогла мне побороть робость и застенчивость. В музее не обучают умению громко говорить и обращать на себя внимание поставленной речью и интонацией. Это приходит с опытом. Но говорить, одновременно помнить, что нужно сказать дальше и ещё удерживать на себе внимание – по-настоящему сложно. Сравнить это можно разве что со школьным чтением длинных стихотворений у доски. Когда ты говоришь – все слушают тебя, и от внутреннего напряжения можно забыть все разом. Экскурсовод - это и педагог, и учитель, и актер, и историк.
- Бывая на экскурсиях, я всегда восхищаюсь, как сотрудник музея сдержанно и подробно рассказывает об экспонатах. Возникает ощущение, что человек знает абсолютно все нюансы, касающиеся выставки, а порой в дополнение может рассказать и чуточку больше. А как Вы готовитесь к проведению экскурсии?
- Я так и не научилась делать несколько дел сразу и люблю учиться в тишине. Поэтому большой по информации материал беру на дом. Объём знаний приходит не просто так. Например, выставка «Великая Отечественная война – подвиг народа». Информация на 30 листах, и всё надо запомнить, выучить до автоматизма. Через два дня я должна буду рассказывать материал экскурсантам. Первым делом с посетителями нужно поздороваться и проинформировать о том, что я сегодня буду им рассказывать. Дальше вопрос техники - обойти зал, чтобы в итоге закольцевать весь процесс. Текст, который рассказываешь, точно так же должен быть с логическим завершением. Время, сколько ты должен находиться у экспоната, не определено точно, но нужно стараться рассказать все подробно и не уходить слишком далеко от согласованного текста. Потом нужно пройти к другому объекту. Главное здесь - связать экскурсию воедино.
Наш музей – еще и очень личный
- Кто в основном посетители музея?
- Большая часть посетителей музея – школьники и студенты. Помимо мероприятий в музее, мы проводим выездные экскурсии в школы г.Нефтекамска, нашего района. В музей на экскурсии приезжают также школьники из Агидели, Янаула. Со школьниками, подростками надо вести себя специфически, им же сложно долго удержать внимание на чем-то одном. И это труд – заинтересовать ребят и сконцентрировать их внимание. Но посещают музей и взрослые. Кого-то интересуют раскопки, археология, а кто-то может увидеть в экспозициях, выставленных фотографиях своих родных, знакомых, учителей и даже себя… В этом есть своя изюминка: наш музей – еще и очень личный. Это история каждого человека, проживавшего и проживающего в нашем районе. Огромный пласт материалов дает нам широкие возможности. Мне хочется, чтобы люди, посещая музей, могли приятно провести время, отдохнуть, узнать для себя что-то новое, а также испытать гордость за свой район и его огромную историю.
- Какие экскурсии Вы могли бы порекомендовать для учащихся школ?
- Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника должна быть мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я считаю, педагогам надо как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом.
- Какие экспозиции и экземпляры Вам особенно дороги?
- Люблю выставки картин, прикладное творчество. В общем, все, что создается руками, куда люди вложили душу. Из наших экспозиций мне ближе всего этнографический зал и выставки о войне. Ведь война коснулась и моей семьи. Мой родной дедушка был узником концлагеря, бабушкин брат – Герой Советского Союза.
-Учитывая, что 2020 год для нашей страны особенный, хотелось бы узнать, как музей готовится к юбилею Победы?
- У нас проводится очень много мероприятий, посвященных 75 годовщине Победы. Будут проводиться конкурс «Дедушкина медаль» на лучший рассказ о ветеранах и тружениках тыла в годы ВОВ, конкурс рисунков детей дошкольных учреждений района «Спасибо тебе, солдат!», а затем выставка этих рисунков, квест-игра «Партизанскими тропами», музейный фестиваль художественного чтения «Строки, опаленные войной», военная игра «А ну-ка, парни» для подопечных ПНИ, будет организована выездная выставка «Эхо прошедшей войны» и еще очень много мероприятий. Военно-патриотическая работа в музее идет постоянно, и с полной уверенностью можно сказать, что среди посетителей музейных мероприятий не бывает равнодушных людей, а слова любовь к Родине и патриотизм становятся ближе для каждого из них.
- А есть ли у нас коллекционеры, коллекции которых тоже можно выставить на общее обозрение?
- У нас такие выставки проводились. Да, увлеченные люди в районе были и есть, и подобные выставки, несомненно, проводиться будут. У нас есть задумка сделать в музее выставку самоваров. Такую выставку необычных самоваров я увидела на сабантуе. Рамзиля Акмалова, библиотекарь школы №16 г. Нефтекамска представила порядка 40 самоваров необычных и интересных форм. Даже был самовар в форме спутника.
Музей будущего
- Каков он – музей будущего?
- Я хочу, чтобы у музея был хороший и качественный дизайн. Мне кажется, очень важно установить коммуникацию с молодежью именно через визуальные средства. Краеведческий музей пытается идти в ногу со временем. В планах - внедрять новое оборудование, технологии, благодаря которым выставки станут интерактивными и понятными. Хотелось бы, чтоб использовались современные разработки и средства иллюстрации, чтобы суперсовременные технологии, которые присутствуют в нашей жизни, проникли и в музейное дело, и оно встало на современные рельсы. С этими идеями мы участвуем в проектах и конкурсах. У нас есть мечта – поставить в музее сенсорный киоск или справочник, который мог бы находиться в зоне приема посетителей. Если человек во время экскурсии заинтересовался чем-то, он может задержаться и почитать дополнительные сведения о предметах – кому они принадлежали, откуда поступили, для чего нужна была эта вещь. В сенсорный киоск можно заложить огромное количество информации, касающейся наших фондов, потому что не все предметы будут выставлены в экспозиции, а также много краеведческой информации. Это никак не повредит историчности.
Читайте нас: