Все новости
Общие статьи
21 Февраля 2020, 13:25

ДУША ВЕДЬ "ГОВОРИТ" НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ…

Сегодня отмечается Международный день родного языка. На Земле существует 7 тысяч языков, но над многими висит угроза исчезновения, в том числе из-за нежелания людей учить родной язык. Об этой проблеме, возникающей и при преподавании родных языков в школе, мы говорим с учителем марийского и русского языков школы-интернат с.Арлан Лидией Митаевой.

Сегодня отмечается Международный день родного языка. На Земле существует 7 тысяч языков, но над многими висит угроза исчезновения, в том числе из-за нежелания людей учить родной язык. Об этой проблеме, возникающей и при преподавании родных языков в школе, мы говорим с учителем марийского и русского языков школы-интернат с.Арлан Лидией Митаевой.
- Лидия Имановна, согласитесь, прежние поколения в основном общались на своих родных языках, думаю, нечасто было, чтобы ребенок не понимал языка своих родителей. Как думаете, с чем это связано? Например, судя по вашему детству.
- Прежде всего, связано с условиями нашего детства. Я, например, 1960 года рождения (д.Новая Орья Янаульский район), росла без телевизора, да что там, нам свет провели в 1968 году. Поэтому мы много общались в семье, со сверстниками, с односельчанами – и все на родном языке. Опять же в школе родной язык изучали углубленно. А еще много читали книг на родном языке – библиотекарь постоянно привозила книги из Йошкар-Олы. Думаю, раньше во всех деревнях люди не только общались, но и много читали на родном языке. Теперь, к сожалению, национальная литература не так популярна.
- А учителем родных языков мечтали стать с детства?
- Честно говоря, после школы хотела пойти по другому направлению, но там не прошла. И завуч школы, аргументируя тем, что учителей родных языков не хватает, посоветовала поступать в педагогический вуз. Так и сделала – отучилась в Йошкар-Оле на русско-марийском отделении Марийского государственного педагогического института.
После обучения пять лет отработала в родной школе. Потом вышла замуж, и переехала в Нефтекамск. А с 1997 года работаю учителем русского и марийского языков в Арлановской школе. Марийский язык преподаю во всех классах, а русский язык в двух классах. А о случайном выборе профессии не жалею – работу свою и учеников люблю.
- За те годы, что работаете в школе, отношение учеников, их родителей к изучению родного языка как-то поменялось?
- Могу сказать одно – детей, желающих изучать родной язык, с каждым годом становится меньше. Раньше, например, на уроках марийского языка сидели и по 14 учеников, теперь – по 5-6 учеников. Поэтому приходится проводить объединенные уроки для двух классов (5-6, 7-8, 10-11 классов), только для девятиклассников преподаю отдельно – у них подготовка к ОГЭ. В какой-то мере эта тенденция связана и с общим сокращением числа учащихся в школе, но и момент отказа изучать родной язык есть. Сегодня в школе марийский язык изучают всего 48 учащихся из 179 обучающихся в школе детей. Хотя для большинства детей марийский язык является родным.
- Лидия Имановна, а с чем связываете такую тенденцию?
- Думаю, многие родители считают уроки родного языка дополнительной нагрузкой, а не знаниями, которые их детям пригодятся в будущем. И, думая так, глубоко ошибаются. Даже по своему опыту преподавания русского языка могу сказать – те дети, которые изучают родные языки (и татарский, и башкирский), лучше усваивают и русский язык. Видимо, у двуязычных детей лучше развивается языковой слух, языковое чутье. Ну а прежде всего, родной язык – это корни каждого человека.
- Вот пришли к вам дети на первый урок родного языка. Как вы их заинтересовываете, мотивируете, чтобы вовлечь?
- На первом уроке всегда говорю об истории нашего народа, о богатстве нашей культуры, о традициях, о том, что наши предки общались на этом языке и передали нам все это богатство посредством языка. И спрашиваю детей, сохраним ли мы все это, чтобы и следующие поколения могли знать свои корни. Дети, как правило, задумываются над этими аргументами.
- Многие ли учащиеся показывают успехи в изучении родного языка? И как оцениваете детей за знания по родному языку?
- Оцениваю объективно, но в то же время не строго – считаю это не тот предмет, где можно ставить оценку «два», наоборот, положительными оценками поощряю старания учеников.
А некоторые ученики к изучению родного языка сами проявляют повышенный интерес. Такие ученики успешно выступают на районных, республиканских и межрегиональных олимпиадах по родному языку. В 2016, 2019 годах призовые места на республиканских, межрегиональных олимпиадах занимали Елизавета Сайпушева, Анастасия Тимиршина. Сейчас хорошие знания показывают Мария Сайпушева, Карина Шаяхметова. Как-то меня Елизавета даже удивила, сказав: «Не понимаю тех людей, которые не хотят изучать свой родной язык».
- Вы тоже этого не понимаете?
- Конечно, не понимаю. Считаю, что душа каждого человека «говорит» на его родном языке. То есть, не зная свой родной язык, мы и душу свою не услышим. Думаю, с возрастом это понимание приходит ко многим. Не зря бывает так, что наши же ученики родной язык в школе не изучали, а уже повзрослев начали изучать, говорить на нем, интересоваться традициями.
- Лидия Имановна, что посоветуете родителям – как им привлечь детей к изучению родного языка?
- Прежде всего – дома общаться на родном языке, это самое важное. Также важно помнить традиции своего народа, какие-то народные обычаи, проводить народные праздники – через такие мероприятия у детей тоже формируется интерес к изучению родной культуры, языка. В этом плане мы, например, тесно работает с библиотекарем Людмилой Сайпушевой – она душой радеет за сохранение народных традиций.
- Думаете, риск исчезновения родных языков есть?
- Если и дальше будем считать родные языки дополнительной нагрузкой для детей, то риск потерять родные языки большой, пусть не через 10, но через 50 лет. Поэтому стоит серьезно задуматься над тем, что от каждого из нас зависит, будет и дальше существовать наш родной язык или нет.
Читайте нас в