Все новости
Общие статьи
2 Января 2020, 22:45

Новый год в открытках

Известный берёзовский краевед, журналист Фёдор Бреднев по нашей просьбе подготовил материал о том, как Новый год праздновали в прежние времена. Итак, что же он "откопал"?

Известный берёзовский краевед, журналист Фёдор Бреднев по нашей просьбе подготовил материал о том, как Новый год праздновали в прежние времена. Итак, что же он "откопал"? "В новогодние дни заняться было нечем и я, с подачи друзей, искавших новогодние открытки для поздравлений, стал перебирать имевшиеся в моём багаже. Сперва просто так, а потом думаю, почему бы не показать их вам, читатели. Все, конечно не смогу, возможно, придёт время, когда решусь показать их в местном музее, а вот особо интересные – почему бы не обнародовать сегодня?", - начал свой рассказ Фёдор Дмитриевич.

Изгиб великой эпохи

Однажды я был в гостях у своего коллеги по увлечению Андрея Шляева и разговорился с его мамой-стоматологом районной больницы Ангелиной Федотьевной. Она достала свой архив и подарила мне целую пачку открыток: в то время я был помешан на увеличении их количества в своих коробках. Среди цветов, иллюстраций картин художников и видов городов были несколько открыток, поразивших меня своей древностью: старославянская вязь букв, мужик, изображающий Деда Мороза и дети, приветствующие его у калитки. Открытка дореволюционного выпуска с приклеенной маркой с двуглавым орлом и почтовым штемпелем «Казань. 30 декабря 1916 года». А в тексте Антониду Федотьевну (старшую сестру моего дарителя) её будущий муж Иван поздравлял с Новым годом и сообщал, что сегодня он в Казани, а завтра будет уже в Москве. Значит, ехал он по царской железной дороге, другим видом транспорта было невозможно добраться до столицы.
Открытка сверкала таким великолепием: твёрдый картон, золотые объёмные краски, глубокое тиснение рисунка. Никакое время было ей неподвластно. Но старик неподражаем, от нынешних он отличается отсутствием красных тонов в одежде, вместо привычной нам красной шубы он одет в расшитый золотом тулуп и на палке-коромысле он нёс не мешок с подарками, а четыре коробки.
А следующая открытка уже датировалась 1932 годом. К этому времени страна Советов в борьбе с религиозными течениями отменила народное празднование Нового года и на долгие годы из рисунков на открытках исчезла привычная символика. Ангелину Федотьевны Шляеву поздравлял с приближающейся датой и пожеланием вспоминать времена учёбы в Касёвской школе колхозной молодёжи (возможно это была школа колхозных механизаторов, в те годы многие девушки мечтали сесть за рычаги первых тракторов и даже создавались женские тракторные бригады) её бывший сокурсник В.Завьялов. Открытка же была взята с репродукцией картины французского художника Луи Дебюкура.
Новогодней ёлке была объявлена настоящая война, её даже почему-то назвали поповской традицией. Хотя вначале на ёлку к детишкам в Сокольниках приходил даже Ленин, но в 1926-27 годах её вытесняли всеми способами, даже в замену ей придумывали «Комсомольское Рождество», в брошюрке к которому пояснялось, что играющие с красными звёздами идут хороводом и поют революционные песни. А журнал «Крокодил» к наступающему Новому 1927 году опубликовал Мандат, в котором утверждалось, что это действительно Новый год, и всем организациям и учреждениям предписывалось оказывать всяческое содействие в исполнении задач, возлагаемых на него рабочим классом и партией.
Позднее советские правители поняли, что народу нужен праздник и решили его вернуть. 28 декабря 1934 года в «Правде» была опубликована статья секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем детям хорошую ёлку». Это была такая команда, что уже через три дня ёлки стояли повсюду. Первый тост на праздновании поднимался всегда «За товарища Сталина!». Сразу же была выпущена книжка «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в которой давались подробные указания об организации праздника.
Игрушек в то время не было, и на ёлку вешали самодельные картонные фигурки тракторов и комбайнов. Привычных сегодня шаров раньше не было, на ветки вешались яблоки, как признак будущего урожая. Но однажды яблоки не уродились и на ёлке появились первые шары, напоминавшие яблоки. Венчать верхушку положено было пятиконечной звезде. Из одежды Деда Мороза были убраны богатая вышивка серебряными нитями и оторочка из лебяжьего пуха. Тогда же была узаконена песня «В лесу родилась ёлочка».
В 1937 году вышли первые шары с изображениями Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Рядом с ватными зайцами висели картонные герой-пограничник Карацупа, красногвардейцы и пионеры. А в 1938 году даже появился шарик, на боках которого изображена начавшаяся война Германии с Испанией: два самолёта, один из которых сбивает другой.

Экскурсия по фабрике игрушек

Сегодня очень мало сохранилось фабрик по выпуску новогодних игрушек. Одна из них на Украине в Лисичанске, где я был в гостях у своего армейского друга. Его мать работала на фабрике игрушек, и с большим трудом мне дали немного поглядеть на производство. Трудности были в том, что в цехах применялась золотая краска и пудра, которыми раскрашивались игрушки. Выдавались они строго по миллиграммам, и был поставлен строгий контроль за их расходованием и возвратом неиспользованного. Это только кажется, что производство лёгкое, как и сами игрушки, работа эта очень тяжёлая, да к тому же и… грязноватая.
Сейчас за прошествием стольких лет я уже многое позабыл, да и не думал ранее о приобретении в магазинах Лисичанска местной продукции. Фабрика в последние годы в связи с отделением Украины от России переживала большие трудности, но нашлись какие-то предприниматели, которые спасли положение, создав крупнейший торговый концерн. И сегодня производство вновь процветает, обеспечивая рынок сбыта во многих странах.
Мне показали очень немногое, да и фотографировать не разрешили, поэтому привожу снимки с другой фабрики.
Фёдор БРЕДНЕВ
Читайте нас: