Он из поколения тех, чье детство украла война. И отца он представляет только по рассказам матери. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже в июле Александра Сарбашева взяли на фронт. А 10 сентября родился он. Женское сердце, наверное, уже тогда чувствовало, что мужу не суждено живым вернуться. Поэтому назвала сына Лекандром Александровичем Александровым, чтобы вырос памятью об отце.
В 1949 году Лекандр поступил в 1 класс Ишметевской начальной школы. Сами они жили в Илистанбетово. А в 3 класс он пошел в Музяковскую семилетнюю школу.
В послевоенные годы в небольших деревнях, как Илистанбетово, конный двор, если точнее, домик, где хранились сбруи и ночь проводил охранник, служил своего рода центром, куда с утра собирались люди. Бригадир их распределял на работу. Мужики там из лыка плели арканы и лапти. Потому что лапти были основной рабочей обувью сельского населения. В те годы деревенские мальчишки любили крутиться обычно там, где работали мужики. Лекандру больше всего нравилось смотреть, как из обычного лыка получалась изящная пара лаптей. Иногда и сам садился рядом с мужиками. Когда мальчик освоил основные азы плетения лаптей, тетя Шамалче показала ему основные секреты, чтобы лапти получались красивыми. И вскоре он стал признанным мастером своего дела.
- Я начал работать на заказ. Мои лапти заказывали молодые девушки,- вспоминает Лекандр Александрович. – Иногда даже стояли и ждали, когда же я исполню их заказ.
После пятого класса, на деньги, вырученные от продажи лаптей мальчик купил себе портфель, чтобы пойти 1 сентября в школу, лыжи, а матери купил часы-ходики. Кстати, этот портфель Лекандр Александрович хранит и сегодня, как дорогую реликвию.
Время было тяжелое, послевоенное. Но у Лекандра велико было желание учиться. После семилетки успешно окончил Арлановскую среднюю школу.
В те годы в сельской местности народ жил в условиях «советского крепостного права». Получение паспорта для сельского жителя было почти несбыточной мечтой. У Лекандра сестра с зятем жили в Казахстане. А там, особенно в северной части республики, испытывали острую нужду в рабочих руках. И принимали любого человека, даже без документов. По приглашению сестры Лекандр поехал в Казахстан.
Там он работал в хлебоприемном пункте. Зерно, выращенное на широких казахских степях, чистили, сушили, грузили в железнодорожные вагоны и отправляли в Россию. Как полноправному человеку, Лекандру Александрову выдали и паспорт, и трудовую книжку «открыли».
Но все равно тянула родная земля. И через два года Лекандр Александров вернулся в Илистанбетово. Сперва работал плотником, потом выучился на шофера. В городе Октябрьский освоил профессию помощника бурильщика. Его приняли на работу в трест «Туймазабурнефть» Две конторы треста работали в Краснокамском районе: контора №3 – в Арлане и контора №4 – в Куяново. Лекандра Александрова определили в контору №4.
В 1965 году Лекандр Александров поступил на заочное отделение Бирского педагогического института. И его пригласили на работу учителем физкультуры в Музяковскую восьмилетнюю школу.
- А почему именно в педагогический, что тянуло в школу?- интересуюсь у Лекандра Александровича.
- Не что, а кто,- поправляет он меня. А сам с озорной улыбкой смотрит на супругу – Нину Ивановну.
- А когда вы познакомились с Лекандром Александровичем?- интересуюсь у Нины Ивановны.
- Даже точно не скажу. Потому что мы жили в соседних деревнях, учились в одной школе. Но серьезно начали дружить, когда он учился в Арлановской средней школе.
А в 1966 году они поженились и вот уже более полувека живут в любви и согласии. Вырастили сына Олега и дочь Алису. Они тоже нашли свое достойное место в жизни.
В 2001году Лекандру Александрову назначили пенсию по старости. Но из школы не отпустили. К тому же через год избрали председателем первичной ветеранской организации Музяковского сельского поселения. На заслуженный отдых Лекандр Александрович сумел «вырваться» только в 2009 году. А ветеранскую организацию он возглавлял ровно 10 лет.
- Председателем ветеранской организации после Лекандра Александровича избрали меня. Честно признаюсь, я получил хорошее «наследие». Ветеранская организация работала как налаженный механизм. Да и сам он в первое время мне здорово помогал,- присоединяется к нашему разговору председатель первичной ветеранской организации Музяковского сельского поселения Адольф Дмитриев.
В наши дни лаптями, конечно, никого не удивишь. Они теперь используются в основном как сценический реквизит. Фольклорным ансамблям, театральным коллективам без них никак не обойтись. Вот и приходят самодеятельные артисты со своей просьбой к Лекандру Александровичу. А он никому не отказывает. Еще он активно участвует на различных мероприятиях и праздниках, таких, как Никола Вешний, сабантуй… Показывает свое нехитрое искусство, проводит мастер-классы, делится секретами своего ремесла.
Ежегодно в Калтасинском районе проводится республиканский марийский национальный фольклорный праздник «Ший кандыра». Перед этим праздником у Лекандра Александровича тоже работы бывает много. Например, в этом году ему заказали семь пар лаптей.
- В октябре в Эстонии прошли Дни родственных финно-угорских народов. В праздничных мероприятиях приняла участие наша землячка – заслуженная артистка двух республик – Башкортостана и Марий Эл Полина Итальева. Она там выступила в моих лаптях, - с гордостью говорит Лекандр Александрович.
Еще Лекандр Александров плетет сувенирные лапти, которые чуть больше спичечной коробки. В конце прошлого года в Арлане в торжественной обстановке был открыт Общественный центр с детским садом. На этом празднике гостям из Уфы подарили сувенирные лапти от Лекандра Александрова.
- Плетением лаптей я занимаюсь не ради денег. Через свое ремесло я хочу показать молодому поколению нашу историю. Хочу, чтобы они знали, через какие трудности прошел наш народ. Считаю, что это один из приемов воспитания у молодежи гордости за свой народ, за свою культуру, за свою историю.
Думаю, с Лекандром Александровичем в этом невозможно не согласиться.