Все новости
Общие статьи
14 Ноября 2019, 18:05

Общественники обсудили тему буллинга

В прошлом году, когда мы с дочерью столкнулись с буллингом в городской школе, и коллеги из газеты «Красное знамя» собрались сделать материал на эту тему, администрация школы и города заявила журналистам, что не стоит об этом писать, так как у них «нет такой проблемы». Странная позиция – зарывать голову в песок. Ведь буллинг был, есть и будет, и замалчивать его по меньшей мере нечестно, а по большей - преступно. Эта тема стала предметом обсуждения и на заседании Общественного совета при администрации района.

В прошлом году, когда мы с дочерью столкнулись с буллингом в городской школе, и коллеги из газеты «Красное знамя» собрались сделать материал на эту тему, администрация школы и города заявила журналистам, что не стоит об этом писать, так как у них «нет такой проблемы». Странная позиция – зарывать голову в песок. Ведь буллинг был, есть и будет, и замалчивать его по меньшей мере нечестно, а по большей - преступно. Эта тема стала предметом обсуждения и на заседании Общественного совета при администрации района.

Первый удар судьбы

Кроме членов Общественного совета, на заседание были приглашены завучи и учителя начальных классов школ. Почему начальных классов? Да потому что буллинг обычно зарождается еще здесь. И то, зацветёт он пышным цветом в старших классах или загнётся под воздействием воспитания, зависит от учителей начального звена.
Люди изначально неравны. Не только материально и физически, но и духовно. И это неравенство преследует человека с самого рождения. Кто-то растёт застенчивым и слабым; а кто-то задирист и агрессивен с детства. Кто-то, даже имея недюжинные таланты и способности, считает себя никчемным и скромничает; а кто-то ничего из себя не представляет, но считает себя пупом земли. Такая дисгармония проецируется и на взрослую жизнь. Когда одни начинают ходить по головам, а другие скромно уступают позицию за позицией, оставаясь за бортом.
Неслучайно и член совета Махмутзян Идрисов в заключение обратился к педагогам, подчеркнув, что во многом от них зависит, суммет ли наше общество преодолеть буллинг вообще. «Разве его нет среди взрослых? Посмотрите, и в нашей жизни - кто сильный, тот и прав. А разве дедовщина в армии не одно из проявлений буллинга? - вопрошал он в зал.
Действительно, в каждом трудовом коллективе найдутся и свои «жертвы», и свои «агрессоры». Сегодня, когда в тренде сила, наглость, нахальство и хамство, очень трудно быть добрым и порядочным. Но если взрослый человек, не раз побитый жизнью, уже научен как-то защищать себя - не себя, так хотя бы свою нервную систему от «внешних посягательств», ребёнок очень тяжело воспринимает удары судьбы. А буллинг - самый, что ни на есть, первый удар судьбы для человека. Зачатки этого явления начинаются со школьной скамьи, точнее даже с детского садика.

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

Так что же такое буллинг? Говоря «по-русски» - это травля. Или если следовать определению Д.Олвеуса, «когда в течение времени по отношению к ученику осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию».
Как рассказала психолог центра «Семья» Ольга Мясникова, есть несколько мифов о буллинге. Это то, что в нём участвуют только дети из неблагополучных семей; что его допускают плохие учителя; что он проходит сам.
«Жертвами» буллинга становятся, как правило, дети, отличающиеся от основной массы: с неприятными привычками (неопрятные, трусливые, жадные и пр), с низкой самооценкой, лучше общающиеся со взрослыми, чем со сверстниками, физически слабые, новенькие, не имеющие друзей, и т.п. То есть, эти дети ничего плохого не делают, но, как в басне Крылова, «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Ольга Мясникова рассказала также о признаках буллинга, факторах, способствующих его появлению в школе и действиях педколлектива в случаях его проявления и о профилактической работе. А ее главная мысль следующая. Ни один случай буллинга не должен оставаться безнаказанным, раннее вмешательство предпочтительно, ученик не должен быть один на один с насилием.

Дать «агрессору» отпор

Насилие насилию рознь. В буллинге не обязательно бьют. Обижать человека можно и словами, пренебрежительным отношением к нему. Из выступления директора Куяновской школы Ильфриды Хайдаровой мы узнали, что проявления буллинга - это и бойкот, сплетни, изоляция, интриги, шантаж, вымогательство (поведенческий буллинг); насмешки, оскорбления, окрики (вербальная агрессия). А сейчас появился и кибербуллинг – травля при помощи социальных сетей или посылания оскорблений на электронный адрес. Почему же появляется буллинг?

Первая причина – семья и окружение. Пример поведения школьники берут у своих родителей и общества, где главенствует культ силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определённым способам поведения. Важную роль в формировании личности играют компьютерные игры, в которых ребёнок может безнаказанно убивать и бить, - говорит она.

Также, по ее признанию, виновата и школа, когда учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлением агрессии в детских коллективах, особенно это касается начинающих работать учителей. Ильфрида Хайдарова рассказала, что делается и должно делаться в школе, если появляются признаки буллинга.
- Надо проводить разговор с «агрессором» и в разговоре чётко дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг. Также провести беседу с «жертвой», попытаться его понять, поддержать и помочь ему. Провести беседу в классе, обсудить случай с ребятами, разобрать конфликт. Нужно довести случившиеся до всего педколлектива, чтобы каждый педагог был в курсе этого случая. Стоит пригласить родителей для беседы. И обязательно наступает момент, когда булеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относятся принесение извинений «жертве» и восстановление испорченного имущества, если таковое имело место, - вот, по её мнению, простые правила, которым должна руководствоваться школа.
Ну а лучше всего вообще не допускать подобных случаев и с раннего возраста начинать воспитывать детей терпимости, доброте, дисциплине. В Куяновской школе с этой целью проводятся различные классные часы, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, психологические тренинги, диагностики, родительские собрания по указанной теме.

Пресечь насмешки

Что еще школа может сделать, чтобы пресечь буллинг? О своей работе рассказала замдиректора по воспитательной работе Николо-Берёзовской школы Лия Шайгарданова.
- В школе с самого первого дня учителя пресекают любые насмешки над неудачами, пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Помогают непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий много знает о космосе и т.д.). Избегают обсуждения и оценивания личностных качеств ребёнка перед всем классом. Помогают объединить класс при проведении совместных мероприятий, поездок. Дают возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей. Избегают высмеивания и сравнивания ребят на уроках. В проблемных классах заранее распределяют учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов, - говорит Лия Нуровна.
Из собственных наблюдений Лия Нуровна сказала, что наиболее часто подвержены буллингу учащиеся 7-8 классов. Но есть случаи и в начальных классах, и в старшем звене.

Каждой школе - по психологу

Важная роль в предотвращении буллинга отводится школьным психологам. К сожалению, на весь район их сейчас всего пятеро – по ставке в Николо-Берёзовской, Куяновской, и по полставки в Новокабановской, Новокаинлыковской, Никольской школах. Они конечно закреплены за школами и по графику выезжают к ним, но это всё равно не то. А одно время в каждый школе был свой психолог.
- Мы понимаем, как нужен сейчас такой специалист во всех школах. Не только наш район, но и другие районы каждый год обращаемся в министерство образования с просьбой дать ставки школьных психологов, но пока ответа нет, - говорит замглавы администрации района Лира Мустаева, участник заседания.
Методист отдела образования Людмила Галякберова рассказала, какая работа проводится с педагогами, чтобы каждый из них умел распознавать и предотвращать буллинг. Для этого их обучают на курсах повышения квалификации, проводят с ними тренинги, семинары. По мнению Людмилы Викторовны, важная роль отводится в этом и допобразованию. Чтобы у «агрессоров» не было времени тратить его на «разборки» с более слабыми одноклассниками – пусть свои силы, энергию проявляют в спорте или искусстве. И чтобы у потенциальных жертв была возможность самоутвердиться, раскрыть свои таланты в других коллективах и пробрести таким образом уверенность в себе.
На особом контроле находятся учащиеся из неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на профилактическом учёте. На сегодняшний день на внутришкольном учете состоят 18 учащихся (в прошлом учебном году было 21). В комиссии по делам несовершеннолетних состоят на учёте двое – это ученики из Николо-Берёзовоки и Никольска. Ученики района проходят тестирование на предмет выявления употребления наркотиков, в школах проводится мониторинг по неявке, также мониторят социальные сети с участием учащихся.

Всем миром против буллинга

- На гражданском форуме, состоявшемся в Уфе в мае этого года, на котором участвовала и я, были обсуждены проблемы буллинга. Говорилось о возрастающей опасности такого явления и его рост в республике.

Диагностические исследования, проведённые у школах города Уфы, показали, что многие учащиеся испытывали насилие со стороны одноклассников, учителей, родителей, были свидетелями травли в классе или сами участвовали в издевательствах над другим человеком. На форуме особо подчеркнули, что буллинг проявляет себя уже в начальной школе: приходят сюда все «короли», у них ещё нет развитого чувства коллективизма.

Глава РБ Радий Хабиров, который участвовал на этом форуме, отметил, что необходима системная работа и прозрачность - чтобы директора школ не скрывали эти факты, должен быть разбор полётов. Буллинг боится гласности. Дети должны говорить, а школа должна учить их решать жизненные проблемы. И это - командная работа, - говорит председатель Общественного совета при администрации района Эльза Тимерова.
Как опытный педагог она убеждена, что учителя должны тренировать у младших школьников способности останавливать обидчика и прерывать травлю. То есть не только самому не участвовать в травле, но и уметь заступаться за других, более слабых. По принципу «не надо, братцы, драться, а надо заступаться». Здесь большую роль Эльза Михайловна отводит и работе с родителями. Чтобы каждый учил ребёнка таким же принципам.