«Война» жителей деревни Ашит с местным фермером Резидой Ялаловой длится уже много лет. Последняя «сводка» в районной газете о ходе «боевых действий» датируется 22 апреля 2015 года. В какие только инстанции ашитовцы не обращались, чтобы разрешить конфликт мирным путём, но фермер капитулировать не собирается и стойко держит оборону. Этой весной разворачивается новый виток гонки «ядрёных» отношений. И редакцию районной газеты в очередной раз пригласили на сход граждан.
Субботний день выдался холодным, но солнечным. В такую погоду Ашит кажется по-особому мирным и счастливым. Дома один краше другого. Асфальт. Снег мелкими «кучками», покрытыми грязью, лишь изредка встречается на северной стороне. А на южной - уже зеленеет травка.
Местом проведения собрания назначен ФАП – единственное общественное заведение деревни, но зато какое! Яркий оранжевый окрас сайдинга этого нового здания ещё более добавляет «солнца» в ясную погоду.
В последние годы район очень много вложился в Ашит. Хотя деревенька и небольшая, но уж больно активная, настырная. Так, здесь провели газ, построили водовод. Теперь ашитовцы пьют чистую водопроводную воду, о чём жители многих других деревень ещё только мечтают. В общем, живи да радуйся. Ан нет, всё в нашем «царстве» не слава богу.
Уже много лет деревня безуспешно борется с фермером Резидой Ялаловой. Люди жалуются на то, что скотина фермера ходит без присмотра по деревне, да так, что небезопасно выходить на улицу. Бродячий скот портит заборы, бодает машины. С весны до осени в деревне стоит вонь. Кишат мухи.
Но и это ещё ничего. Несколько лет назад здесь случился настоящий мор животных от бескормицы, отдел сельского хозяйства целую неделю выруливал ситуацию, вывозя трупы в скотомогильник. В этом году, похоже, ситуация повторяется.
- Трупы животных она присыпает сеном, они у неё везде валяются, а потом вывозит, прицепив верёвкой к своей легковой машине, в ближайший лесок, - «сдают» фермера уже измученные соседи и называют такие цифры падшего поголовья, что даже страшно произносить вслух.
Лично я видела один труп, который соседи откопали из-под сена - оно заскирдовано за огородами на общественной территории.
Вообще понятия общественная территория для фермера, похоже, не существует. Потому что и часть улицы возле её мини-фермы, и соседнего «прихватизированного» бесхозного подворья, и окрестности хозяйства загажены и напоминают загон фермы.
Пока идём пешком до владений фермерши, жители жалуются и показывают «проделки» её коров и быков: то дыра в заборе, то помятый профнастил. И запах в деревне уже чувствуется.
- Мы даже коров не можем держать. Её быки набрасываются «стаями». Пока спасали мою корову, сама сломала руку, зять повредил рёбра. Зарезали бурёнушку от греха подальше, - рассказывает Фидания Хафизова.
- А у меня ребёнка быки чуть не затоптали. Ладно люди спасли. С тех пор боимся отпускать его на улицу, - говорит Альфия Галиева.
- Расставит свои тазики прямо посреди дороги, и хоть бы что, - включаются другие...
Жалобы на фермера сыпались, как из рога изобилия.
На собрание пришли порядка 30 человек, но фермера среди них не было. Зато приехали ветеринарный врач поселения Риза Зарипов и начальник Нефтекамской ветеринарной станции Ильяс Шафиков.
- Каждый год в начале зимовки я приезжаю в хозяйство Ялаловой и составляю акт, в котором указываю, количество поголовья, необходимых для этого поголовья кормов, концентратов, микроэлементов. В начало нынешней зимовки я был здесь 22 декабря, составил акт, в котором отметил нехватку обслуживающего персонала. Такое огромное поголовье - около полсотни коров и около двух сотен овец - обслуживается одним человеком - главой КФХ. Написал и о нарушениях правил ухода и содержания. Весь скот находится под открытым небом. Животным негде укрыться от снега, дождя и ветра. Погодные условия влияют на их здоровье, у них развиваются болезни- хорошо пока не заразные, а простудного характера. Вкупе с неполноценным питанием это приводит к истощению организма животных. Начинается падёж.
Поэтому больше всего от фермера Ялаловой страдаю я, товарищи. Каждый раз, когда у неё не может отелиться корова, она приглашает меня. А как помочь, если корова уже лежит обессиленная, больная, голодная? При падеже животных тоже нам быстрее звонит, чтобы вывезти трупы на скотомогильник, хотя это забота самого фермера. Данное КФХ работает в убыток. Нет от него пользы ни государству, ни самой главе хозяйства, - пояснил суть дела Риза Зарипов.
- Да что толку говорить? Каждый год собираем собрания по ее поводу, обращаемся в инстанции, а воз и ныне там, - махнул кто-то рукой.
- А почему никакого толку? В прошлом году после наших обращений ветеринары заставили её сдать в мясокомбинат 19 голов быков. Вода камень точит, - взбодрил присутствующих староста деревни Салават Миннимухаметов.
Пока высказывали претензии, показалась и сама «виновница торжества». Народ как-то подозрительно притих и приуныл. Понятно стало, когда фермер открыла рот - практически никому другому открывать рот она не давала.
- Меня районное руководство попросило заниматься фермерством. У меня весь скот пробиркован, даже по городскому телевидению показывали, как мой скот чипируют, 43 головы пробиркованы, - строчила она, как пулемёт.
- У нас к тебе одно требование - убрать ферму подальше от деревни, - высказали участники собрания.
- А чем вам мешают мои коровы?
- Тем, что по улицам бродят.
- А коровы должны ходить по улицам. В каждой деревне надо скотину держать. Деревня она для скотины.
- Не можешь ты содержать столько скота. Ну, держи ты 10 голов. Зачем тебе столько?
Бесполезная перепалка, переходящая на мат и мать (вспомнили даже умерших предков друг друга) длилась бы ещё долго, но тут решили вынести решение: написать жалобу на фермера за жестокое обращение с животными в прокуратуру и администрацию района. Если на местном уровне не будут приняты меры, то население настроено обратиться за помощью к врио главы региона Радию Хабирову.
А мне подумалось: хорошо, что есть закон, защищающий животных. Иначе как защитить людей?
Глава СП Новонагаевский сельсовет Луиза ХУСНИЯРОВА:
- «Дело Ялаловой» продолжается уже много лет. Есть и решение суда от 02 апреля 2015 года, которое обязало фермера вынести здание для содержания животных за пределы населённого пункта, но не менее чем на 40 метров от объектов жилой застройки. Мы подобрали ей участок. Она обещала построить ферму на новом месте, но увы. Решение суда не выполняется. Судебные приставы тоже ничего не предпринимают. Были здесь и экологи, и правоохранительные органы. Я уже даже сомневаюсь, что проблема ашитовцев когда-либо разрешится.
А между тем, есть санитарно-гигиенические правила, которые определяют деятельность фермерских хозяйств.
Так, ферма 4 категории, в которых содержится менее 1000 голов, расстояние от фермы до населённого пункта должно составлять не менее 300 метров. Если вы обращаете внимание, все фермы района построены за пределами населённых пунктов на определённом расстоянии. Здесь фермерское хозяйство хотя и находится в конце деревни, но рядом по обе стороны и напротив - жилые дома.
К тому же фермерское хозяйство не соблюдает санитарно-гигиенические нормы, и этим попираются права граждан деревни Ашит на благоприятную окружающую среду, которое закреплено статьёй 42-й Конституции РФ .
Правила содержания животных гласят: «Владелец животных не должен допускать загрязнения навозом и пометом дворов и окружающей территории, а в случае загрязнения немедленно устранить его (убрать навоз и помёт).
Обезвреживание навоза и помета в личном подсобном хозяйстве осуществляется методом компостирования на приусадебном участке в специально отведенных местах, исключающих распространение запахов и попадание навозных стоков в почву.
В конце прошлого года был принят закон «О животных», который закрепляет права животных, как бы это дико не звучало. Они тоже имеют сейчас законное право быть надлежаще накормленными и ухоженными.
В помещении, где содержится сельскохозяйственные животные (об улице речи не идёт), должно быть не менее 17 градусов тепла и поддерживалась нормальная влажность. И никаких сквозняков.
«Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам».
Третий закон, который здесь попирается: бродячий скот.
«Поголовье животных в весенне-летний период должно быть организованно его собственниками в стада для выпаса с назначением ответственного лица. В случае невозможности организации выпаса животных в стаде Владельцы обязаны обеспечить стойловое содержание животных».
Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется на огороженных или неогороженных пастбищах на привязи либо без нее под надзором владельцев или лица, ими уполномоченного (пастуха). Запрещается выпас животных без присмотра.
Интересно бы посмотреть ещё документы на земли фермера. Какие земли ей выделены? Есть ли у неё пастбище? Где? Платит ли она налог на землю? Думается, это уже должны делать компетентные органы.