Все новости
Общие статьи
8 Февраля 2019, 18:01

«ВЗЛЕТАЙ»: танцуй, рули и говори свободно

Об итогах первого образовательного форума.

Масштабный образовательный форум собрал более семисот делегатов из разных концов республики - директоров школ, руководителей органов местного самоуправления, представителей власти. В рамках форума обсуждались вопросы Национального проекта «Образование», вопросы привлечения молодых педагогов в сельские школы, педагогического сопровождения одаренных детей, безопасности детей, школьного питания и многих других.
Первое предложение
Первое, что предложил временно исполняющий обязанности Главы республики Радий Хабиров - перейти на пятидневную учебную неделю! Предложение было встречено громкими аплодисментами. При этом освобождаются 32 субботы. Из них предложено забрать по одной субботе в месяц. Восемь суббот «отдать» школе. Пусть это будет каждая первая или последняя суббота месяца, например. Допустим, первая суббота сентября – это спартакиада всей школы. Дети от мала до велика выходят на кросс, на какие-то спортивные мероприятия для того, чтобы создать ощущение единой команды в школе. Вторая суббота может быть посвящена родному краю. Можно пригласить ярких людей, выпускников школы, ваших земляков. Третья – может быть посвящена культуре народов, которые у нас живут.
Второе предложение
Радий Хабиров предложил внедрить в школах республики программу «Взлетай!».
- Что такое «Взлетай!»? Это совокупность неких конкурентных преимуществ, которые будут даны нашим выпускникам, когда они будут покидать родные стены своих школ. Какие компетенции хотелось бы им дать? Например – водительские права.
Давайте всех детей научим танцевать вальс. Каждый наш школьник, выходя из школы, должен уметь танцевать вальс. Не просто топтаться, а именно настоящий танец. Что ещё нужно человеку? Мне кажется, это базовый английский разговорный язык. Хотелось бы, чтобы мы дали ребёнку простые базовые навыки. Чтобы, когда он приезжает за границу, мог спросить, как дойти, как купить мороженое, мог свободно говорить.
- Умение играть в шахматы, знание национальной культуры, национальных языков… Это второе моё предложение, - сказал врио Главы республики.
Третье предложение
Врио Главы республики предложил утвердить программу «Сельский учитель», уже в этом году заложив в бюджете 60 млн рублей для того, чтобы выделить 100 грантов по 600 тысяч рублей сельским учителям.
- Полагаю, что данная мера вкупе с предложениями о выделении земельного участка под строительство (это мы тоже с главами отработаем) способствовала бы тому, чтобы мы всё-таки привлекали учителей в сельские школы, они там оставались и работали, и село наше тоже жило и работало, - подчеркнул Радий Хабиров.
Четвертое предложение
У нас более 1200 школьных автобусов. То есть у нас почти 1,5 тысячи людей, которым мы доверяем самое важное для нас – наших детей. Предлагаю Госкомитету по транспорту продумать меры поощрения именно тех водителей школьных автобусов, которые действительно отличаются особым подходом к работе. Нужно провести конкурс водителей школьных автобусов, предусмотреть меры поддержки.
Пятое предложение
Есть очень болезненная тема - это нравственная атмосфера и психологический климат в школе.
Нам надо создать атмосферу нетерпимости к случаям, когда наши дети преследуются, когда над ними издеваются. Эти факты должны стать для нас из разряда ЧП.
Шестое предложение
Надо вместе с вами подумать, как укрепить и развить в школах волонтёрское движение. Это действительно очень важно для того, чтобы наши учащиеся выходили из стен школы не просто образованными людьми, но и с ярко выраженной гражданской позицией, правильными нравственными ориентирами.
Седьмое предложение
Мы введём некую форму рейтингования, по итогам которого ежегодно будем торжественно объявлять 10 лучших городских и 10 сельских школ со значительными грантами для развития этих учреждений, то это тоже будет способствовать развитию наших школ.
Восьмое предложение
Давайте будем бороться за наших самых одарённых детей!
- Я вообще считаю, что если наш школьник получил 100 баллов, то и глава администрации того района или города, где он учится, и директор школы, и педагогический коллектив – все должны в него вцепиться и сопровождать его по жизни, - подчеркнул глава республики. - Пусть он отучится в Москве, Санкт-Петербурге, других вузах. Но нам нужно создать систему стимулов, поощрений для того, чтобы такие дети возвращались и работали в нашей родной республике.
Девятое предложение
- Предлагаю сегодня также подумать о том, чтобы наши учебные заведения стали школами равных возможностей, - сказал Радий Хабиров. - Чтобы дети с особенностями, с определёнными потребностями здоровья могли приходить в школу точно так же, как здоровые детишки, и получали к себе такое же отношение, такие же возможности для своего психофизиологического, умственного развития.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Ильдус Хафизов, начальник отдела образования района:
- Впервые в республике прошло масштабное событие – состоялся первый форум школьного образования «Взлетай». В нём приняло участие 745 делегатов. В рамках форума работали десять дискуссионных площадок, где рассматривались актуальные проблемы: психологическая безопасность образовательной среды, повышение качества образования, инклюзивное образование, обсуждали вопросы обучения в школах вождению, разговорному английскому языку. Большой резонанс вызвал вопрос перехода на пятидневную систему обучения. Считаю, что такие решения должны приниматься взвешенно, чтобы удовлетворить запросы и потребности всех участников образовательных отношений. Я принял участие в работе площадки «Привлечение учителей в село». В республике уже в этом году внедрят программу «Сельский учитель». По аналогии с «Земским доктором» педагоги, решившие переехать на село, получат грант в 600 тысяч рублей и возможность получить земельный участок. Это поможет решить вопрос нехватки педагогов в сельских школах. Надо отметить, что в таком формате разговор состоялся впервые. Правительство становится социальным партнером школы, строит диалог, обсуждает актуальные вопросы образования, ищет пути решения уже существующих проблем.
Татьяна Шапиева, директор школы-интерната с.Арлан:
- Мне понравился формат форума. Впервые открыто обсуждались актуальные проблемы сегодняшней школы. Вопрос перехода на пятидневное обучение – непростой. С одной стороны, лишний выходной день это хорошо, дети могут лучше отдохнуть и выспаться, а с другой - увеличивается нагрузка в учебную неделю, что не очень хорошо. И сразу нельзя сказать, какой из вариантов предпочтительнее, это бы попробовать поучиться в пятидневку и тогда уже будет понятно. Переход на «пятидневку» освободит 32 субботы. 8 из них, то есть одну в месяц, Радий Хабиров предложил посвятить спортивным соревнованиям, встречам с интересными земляками, изучению родного края. Это очень хорошо: поможет сплотить ребят и развить командный дух.
Залифа ПЕТРОВИЧЕВА, директор Новобуринской школы:
- Проект «Взлетай» позволит обеспечить формирование более высоких адаптивных способностей у выпускников образовательных организаций республики. Инициативы, предложенные Р.Хабировым, мы восприняли с радостью. Мы все обменивались друг с другом впечатлениями, каждый почувствовал свою сопричастность к тем изменениям, которые произойдут в школьном образовании. Мы испытали огромную радость и гордость, что были участниками первого, надеемся, в будущем традиционного форума школьного образования.
Ильмир ХАФИЗОВ, директор Новобуртюковской школы:
- Предложение перейти на пятидневную учебную неделю. было встречено громкими аплодисментами. Сложно решить, что лучше. С одной стороны вроде и хорошо, когда целых два дня выходные есть у детей, это важно. Отдохнуть успевают. Но действительно уроков много, нагрузка огромная, но зато два выходных. С шестидневкой меньше уроков, не так устают школьники, но и выходной то всего один. Уделить пристальное внимание Радий Хабиров поручил и сельским школам. Руководитель региона отметил, что нужно ликвидировать проблему нехватки предметников в деревнях. Для этого в республике уже в этом году внедрят программу «Сельский учитель». Программа очень нужная, потому что молодежь не хочет возвращаться в деревню. Одновременно нужно продумать момент, чтобы она, отработав по программе, не возвращалась обратно в город.
Рафис НУРИАХМЕТОВ, директор Новонагаевской школы:
- Выступление Радия Фаритовича зал встретил воодушевленно. Большинство участников овациями подтвердили согласие за 5 дневку. Я тоже считаю это хорошим решением в основном для детей, однако тут много вопросов которые обязательно надо решить- увеличение нагрузки на обучающихся, УВ учителей в день, с одновременным уменьшением недельной нагрузки. Я принял участие в работе площадки «Профессиональная траектория со школьной скамьи: компетенции будущего» . В рамках данной дискуссионной площадки участники форума обменялись мнениями и обсуждали очень важные проблемы: подготовку выпускника к реалиям современного изменчивого времени, профориентационную работу школ, колледжей, вузов.
Айнур МУСИН, директор школы-интерната с.Новый Каинлык:
- Вопрос перехода на пятидневное обучение требует доработки. Здесь много нюансов: да, при пятидневной учебной неделе дети с родителями будут отдыхать вместе в субботу и воскресенье, но потеряются уроки, готовиться к ГИА будет сложнее. Поэтому скорей всего я за шестидневное обучение. Поддерживаю полностью программу «Сельский учитель»: сегодня не хватает молодых кадров в сельских общеобразовательных учреждениях, программа в то же время поможет развитию села. Что касается образовательных модулей, то все они, я считаю полезные и нужные. К примеру, танцевать вальс должны уметь все - умение танцевать развивает координацию движения; английский как международный язык должны изучать все, хотя бы разговорным английским языком должны владеть свободно. Игры в шахматы тоже развивают мышление, память.
Ильдар Аллаяров, директор Шушнурской школы:
- Однозначного ответа по переходу на пятидневную форму обучения в школах у меня нет. Здесь нужно все очень хорошо продумать. Пятидневка приведет к увеличению уроков в день, из-за увеличения нагрузки тяжело будет восприниматься информация. Два дня выходных, конечно же, это хорошо: совместный отдых с родителями. В младших классах пятидневка, я считаю, не повлияет на учебный процесс, в старших классах все-таки я против внедрения такого новшества. Я полностью за реализацию школьной образовательной программы «Взлетай». Особенно мне понравилось предложение введение в школах обучения водительскому вождению. Я сам, когда учился в школе, выучился на тракториста, что в последующем здорово помогло при получении прав на другие категории. И вальсу можно обучить. У нас в школе, например, есть танцевальный кружок, там дети и вальс учатся танцевать.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Ирина Галиева, мама двоих детей-школьников. с.Николо-Берёзовка:
- А мне кажется, что два полноценных выходных лучше для школьников. Хотя бы поспать подольше можно лишний день, это уже большой плюс. Родители имеют по два выходных, и дети пусть тоже отдыхают вместе с ними. Бывает так, что хочется съездить в гости к бабушке, а не можем поехать на два дня из-за учебы детей. Я лично «за».
Марина Новожженова, мать двоих детей. г.Нефтекамск:
- У меня двое школьников и оба твердят, что лучше бы лишний урок отсидели в течение недели, чем в субботу идти в школу. Особенно играет роль то, что в тёмное время года хочется поспать подольше, а получается, что ради двух-трех уроков приходится ещё и в субботу рано вставать. Если вернут пятидневку в школу - наша семья будет только рада.