На образовательном форуме, который проходил вчера, 1 февраля, в Уфе, обсуждали вопросы перевозок школьников. Сейчас в Башкирии детей перевозят 1320 школьных автобусов, водителями работают почти 1500 человек. По словам Радия Хабирова, в этой сфере есть серьезные проблемы.
«Не буду скрывать, здесь есть вопросы. Три дня назад выявлен водитель школьного автобуса в нетрезвом состоянии, буквально сегодня опрокинулся школьный автобус в Учалинском районе, — рассказал врио главы республики на пленарном заседании форума. — Все же подбором кадров, обеспечением перевозок должна заниматься специализированная организация». В Башкирии крупнейший государственный перевозчик — это «Башавтотранс», именно он займется перевозкой школьников. Пока «Башавтотрансу» передано 56 школьных автобусов, или 4% от общего числа.
Как рассказал председатель Госкомтранса Тимур Мухаметьянов, выступая на форуме, в среднем, передавая функции перевозки детей на аутсорсинг специализированному перевозчику, школа экономит за год 60 тысяч рублей в пересчете на одно транспортное средство. При этом у водителей повышается зарплата до 20-30 тысяч рублей. Но пока такая схема будет работать не во всех районах, потому что не везде возможно организовать работу стороннего перевозчика. В этом году в пилотный проект по аутсорсингу дополнительно вовлекут еще 10 районов.
Инициативу по передаче перевозки детей на аутсорсинг не все руководители школ встретили с энтузиазмом. В некоторых аспектах гораздо удобнее старая схема, когда автобус и водитель прикреплены к школам. Так, свой автобус дает свободу передвижения — можно выезжать на олимпиады в другие районы, например. Кроме того, водителю, являющемуся сотрудником школы, больше доверяют учителя и родители.
При этом анализ, проведенный в НТП НИС, которое обслуживает системы слежения на школьных автобусах, показал, что четверть автобусов превышает скоростной режим (действует ограничение 60 км/ч). Программный блок, отвечающий за ограничение скорости движения, блокировку дверей, часто перепрошивают или снимают. Данные о нарушителях передают в отделы образования. Но возможностей выбирать кадры в районах нет, молодых кадров мало, 70% водителей — люди старшего возраста.
С другой стороны, и при таких проблемах есть водители, которые относятся к своей работе с большим уважением.
«Мне главы районов во время рабочих поездок рассказывают о водителях школьных автобусов, которые с особой любовью относятся к детям, создают в своих автобусах особый уют, и даже поют песни для школьников», — рассказал Радий Хабиров.
Он предложил Госкомитету по транспорту провести республиканский конкурс и продумать меры поощрения водителей школьных автобусов, которые отличаются особым подходом к своей работе.