Несколько указов Президента России, изданных в период с сентября по декабрь 1993 года, положили начало становлению новой избирательной системы страны.
Процесс был запущен в сентябре 1993 года, когда в преддверии первых многопартийных выборов Президент России Борис Ельцин сформировал Центральную избирательную комиссию по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На эту комиссию впоследствии были возложены и полномочия по проведению всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. В дальнейшем правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как независимых коллегиальных органов, призванных обеспечить защиту избирательных прав граждан, был закреплён в федеральных законах и законах субъектов Федерации.
Заметную роль при проведении федеральных и региональных референдумов, выборов представительных органов власти разного уровня играет избирательная система Башкортостана. По численности избирателей – 3 050 303 человека и количеству участковых избирательных комиссий – 3 391 – наша республика входит в первую десятку среди субъектов России. За два с половиной десятилетия избирательными комиссиями республики накоплен бесценный практический опыт, есть ощутимые достижения.
К примеру, сейчас на федеральном уровне все чаще и чаще звучат предложения о необходимости кодификации законов РФ о выборах и референдумах. В нашей республике работа в этом направлении была проведена еще во второй половине 90-х годов и 1 сентября 1997 года принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах. Позднее была утверждена новая редакция Кодекса, учитывающая изменения в современном российском обществе и избирательном законодательстве.
Избирательная система республики часто становилась испытательным полигоном при внедрении различных технологических и технических новшеств в избирательный процесс. Так, еще в 2003 году в ходе выборов Президента Республики Башкортостан и депутатов Государственной Думы четвертого созыва на 22 избирательных участках использовались совершенно новые, только-только появившиеся к этому моменту электронные устройства для подсчета голосов избирателей – комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).
Конечно, движение вперед не бывает простым, часто сопряжено преодолением различного рода и степени трудностей, исправлением допущенных ошибок. Сегодня есть еще необходимость в дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства, его гармонизации и унификации. Также актуальны проблемы приведения в соответствие с требованиями времени технической и кадровой составляющих избирательной системы, снятия барьеров при волеизъявлении различных категорий избирателей, упрощения процедур выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. По-прежнему главной задачей избирательной системы остается обеспечение строгого соответствия проводимых выборов действующему законодательству.