«Народ Башкортостана отстоял Торатау, и это главное», — считает председатель Всемирного курултая башкир Данир Гайнуллин. — Неправда, когда говорят, что мнение народа не имеет значения для власть предержащих. История защиты священной для башкир и сакральной для всего народа Башкортостана горы Торатау – тому подтверждение.
Сегодня эпопею по сохранению Торатау можно назвать действительно почти законченной. Под напором общественности промышленники были вынуждены отступить от горы. И это – главное! Это победа, которую ещё предстоит осознать.
На протяжении около десятка последних лет общественность республики, как могла, защищала свою святыню. Были и промежуточные победы, были и моменты отчаяния.
Кто-то горел идеей сохранения горы день и ночь, видя в этом чуть ли не смысл своей жизни, кто-то организовывал акции, кто-то выражал своё отношение публикациями. Были и те патриоты, готовые идти на любые жертвы, и те, кто занимался этим в порядке самопиара или по отмашке властей. Но все вместе дало результат. Все же хочу отметить здесь особую роль башкирских национальных организаций, выразить им благодарность.
Я сам юрматинский башкир, уроженец тех краев, где протекает Ашкадар и возвышается над степью Торатау – наша священная гора. В сохранении которой есть и мой небольшой вклад.
По роду своей основной профессиональной деятельности, занимаясь охраной объектов культурного наследия, я поручил своим сотрудникам полностью обследовать гору Торатау, определить границы этого памятника, как объекта культурного наследия, и включить ее в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Это позволило присвоить ему статус не только природного памятника, но и уникального объекта культурного наследия. Самое главное, мы смогли доказать всему научному миру, что городище Торатау и окружающие его памятники являются уникальными.
Окончательную точку в защите нашей святыни поставил новый руководитель республики — Радий Фаритович Хабиров. Именно он на последних переговорах, которые проходили на самом высоком уровне, заявил, что вопрос сохранения горы Торатау является принципиальным для населения Башкортостана.
Однако победы без потерь не бывает. По всей видимости, для всех сторон этой проблемы решение по Куштау является наименьшим из зол. Как шихан, Куштау тоже очень важный природный объект. Рассматривая вариант Куштау, необходимо учесть, в первую очередь, интересы населения тех сел и деревень, что расположены у его подножия. Второе, там есть два крупных археологических памятника, требующих полного исследования, раскопки, которые тоже нужно включить в научный оборот.
Занимаясь охраной объектов культурного наследия, в 2016-2017 годах еще понимали, что около горы Куштау идут геологоразведочные работы. Наш Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан написал жалобу в Управление по государственной охране объектов культурного наследия. Были судебные тяжбы с БСК. Мы тогда уже начинали понимать, что если даже сумеем сохранить Торатау, БСК свои взоры направит на Куштау. Но случилось то, что случилось.
Пусть хотя бы польза от разработки природных богатств, как расположенных под Куштау, так и в других местах, максимально пойдет на дело процветания башкирского и всех других народов нашей республики. Сейчас усилия и руководства республики, и общественности нужно, на мой взгляд, нацелить именно на это», — считает лидер национальной организации.